Источник: Народная газета

В разных уголках мира начинается массовая вакцинация от коронавируса. Идет к этому и Беларусь

Будущее на иголках

Вторая волна пандемии COVID-19 не отпускает планету и пока рисует совсем нерадужные перспективы на грядущий год. Лучик надежды в сложившейся ситуации — производство вакцин, которые помогут в формировании иммунитета к новой болезни и вернут жизнь большинства в привычное русло. Корреспондент «НГ» приняла участие в испытаниях российской вакцины «Спутник V».


Проверено на себе

В день, когда у нас объявили о наборе ста добровольцев, телефоны поликлиник и больниц либо были заняты, либо на другом конце провода отвечали: «Записываем только тех, кто у нас обслуживается». 

Это был конец сентября. Нам, расслабленным летней эпидемической оттепелью из-за низкой статистики по случаям заболевания новым вирусом, не хотелось верить в прогнозы о второй волне пандемии. Впрочем, количество желающих привиться тогда было действительно велико — более четырех тысяч человек. 

Лишь к вечеру мне удалось прорваться на линию одного из восьми медучреждений. Доброжелательный женский голос попросил сообщить рядовую информацию о себе (наличие хронических заболеваний, дата рождения и контакты) и, ничего не обещая, сообщил: «Ждите звонка». 

Спустя пару дней СМИ облетели новости, что первых добровольцев начали прививать в Минске. Вакцину вводили под пристальным взором десятков журналистов. Казалось, все ясно: я пролетаю. 

Но спустя три недели раздался звонок: «Не передумали участвовать в испытаниях? Ждем завтра на сдачу анализов!» Почему со мной связались так поздно? Оказалось, что сто человек решили прививать не одним махом, а в разное время. Причем отбор участников шел не по принципу «кто первый записался, того и позвали». Выбирали в рандомном порядке. 

— Вам повезло! — сообщила энергичная женщина-врач, приглашая меня в кабинет для осмотра. 

Однако для того чтобы стать испытателем «Спутника V», нужно было не только удачно записаться, но и успешно сдать анализы. Ничего необычного: все, как при прохождении комиссии перед поездкой в санаторий плюс ПЦР-тест. Кстати, именно из-за анализов некоторым отказали. У людей то находили антитела (они переболели коронавирусом и даже не заметили), то обнаруживали инфекцию в организме на начальных стадиях (и тогда назначали лечение). Но мне снова повезло: организм был чист и полностью готов к введению препарата. 

Впрочем, не готовым к этому оказалось мое окружение. Большинство друзей, родственников и коллег до последнего отговаривали от идеи становиться «подопытным кроликом». Бабуля схватилась за сердце, сверстники пугали: «Вся жизнь впереди!» Сочувственные, а порой и осуждающие реплики сыпались со всех сторон. А уж сколько ссылок в интернете на сомнительные новости о новой вакцине я получила! От выдвижения версий, что прививкой людям будут «вживлять чипы для воздействия на их разум», до небылиц про летальные исходы первых привитых. Даже знакомый, который в самом начале подбил меня на участие в этой авантюре, за час до вакцинирования сказал: «Может, не надо?» 

Сдаваться под страхом неизвестности — не мой вариант. Прежде чем подставлять плечо под шприц с прозрачной жидкостью, я, конечно, попыталась разобраться в особенностях препарата «Гам-КОВИД-Вак», который больше известен под торговой маркой «Спутник». Двухкомпонентную вакцину вкалывают двумя дозами с промежутком в 21 день. После первой инъекции организм синтезирует антитела, начинается выработка иммунитета к вирусу. Спустя три недели, когда вводят второй компонент, предыдущий результат закрепляется. 

Важный момент: исследование проходит по двойному слепому методу. Это значит, что часть участников вместо вакцины получает плацебо. Однако что кому достанется, не знают ни врачи, ни добровольцы. Полной картиной располагают только ученые российского исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи, которые разрабатывали препарат и присваивали каждой баночке номер. Для чего это? ­Чтобы понять, насколько действенна ­вакцина.

Детали того, как и за счет чего она работает, описаны в информационном листке, который выдают участникам исследований (его можно найти и в сети). 

Кто же вошел в сотню белорусских добровольцев? Познакомиться удалось лишь с парой человек из их числа, так как вакцинация проходила на базе разных поликлиник. Кроме того, для каждого врачи назначали определенное время приемов. Мужчина предпенсионного возраста, молодая женщина, вчерашний студент и даже целая семья — папа, мама и сын. Одни шли любопытства ради, другие — из-за собственного страха перед неизвестной болезнью. 

Процесс вакцинации занял пару минут. Другое дело — наблюдение со стороны врачей: измеряли участникам температуру, прослушивали организм, задавали вопросы, а потом — звонили домой справиться о самочувствии. 

Какие же ощущения? Ничего особенного, кроме того что спустя пару часов появились слабость, сонливость и стала побаливать голова. Эти же побочные эффекты, но уже с двойной силой проявились после введения второй части препарата. 

Признаться, куда большее впечатление производили изменения атмосферы в поликлинике за время моих визитов туда. Если в первый раз в октябре никто особо не контролировал соблюдение масочного режима внутри здания, то уже во второй в ноябре прямо на входе предупреждали — без маски не пустим. Заметно стали пустеть коридоры, а многие врачи переставали вести плановый прием пациентов. В то же время очереди к кабинетам, где принимали людей с подозрениями на коронавирус, росли. Все это лишь подтверждало, что участие в испытаниях не такая уж и плохая идея. 

Пока результаты анализов моей крови на наличие антител ни мне, ни врачам минской поликлиники неизвестны. До конца испытаний (а это 180 дней с момента введения препарата) их нам не сообщат. Однако некоторые нетерпеливые добровольцы из числа белорусов уже умудрились в частных лабораториях проверить, насколько эффективен «Спутник V». Оказалось, работает! В крови участников испытаний антител обнаружили гораздо больше, чем у переболевших коронавирусом.

Вдобавок к этому обнадеживают и заявления ученых из центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи, которые по обобщенным промежуточным результатам говорят об эффективности вакцины не ниже 90 %.

Ну и главное — существуют ли альтернативные методы профилактики COVID-19? На данный момент нет.
На закупку вакцины от коронавируса в 2021 году предусмотрено выделить 50 миллионов рублей. Этого должно хватить на покупку 2 миллионов доз. Сегодня стоимость лечения от инфекции в зависимости от тяжести заболевания составляет на одного пациента от 300 до 3300 рублей.

Процесс не новый и изученный 

Сегодня мы читаем и слышим десятки новостей о самых разных вакцинах от коронавируса. Правда, многие публикации противоречат друг другу. И если вникать во все, можно испугаться — а нужна ли мне эта прививка вообще? Что самое важное о вакцинации должен знать каждый, рассказала старший преподаватель кафедры эпидемиологии Белорусского государственного медицинского университета врач-эпидемиолог Инна Федорова:

— Первая векторная вакцина от COVID-19 была зарегистрирована в России 11 августа 2020 года. При проведении третьей фазы клинических испытаний на добровольцах была доказана ее безопасность и эффективность — 95 % при условии двукратной вакцинации. Одновременно с этим установлена эффективность и безопасность вакцин других биофармацевтических компаний: Moderna (США) — 94,5 %, Pfizer/BioNTech (США/Германия) — 95 % и AstraZeneca (Великобритания) — 62—90 %.

Постепенно страны регистрируют вакцины и начинают масштабную иммунизацию населения из групп риска. Сейчас сложно сказать, сколько по времени будут сохраняться антитела после вакцинации, заявленная прогностическая длительность иммунитета — от 1 до 2 лет, и это очень хороший показатель. Даже если прививку необходимо будет повторять, допустим, через год или два, это не станет проблемой для здравоохранения. Мы на протяжении многих лет прививаем население ежегодно от гриппа и имеем прекрасный эпидемиологический эффект. 

— Создание вакцины в обычное время — долго и дорого. В нынешних условиях ученые попытались сократить время и деньги, убирая многие этапы процесса испытаний. Какие риски это ­несет?

— Проблема беспокойства и тревоги населения относительно безопасности и эффективности вакцин существует с 1796 года, когда практикующий врач Эдвард Дженнер из небольшого английского городка Беркли привил ­восьмилетнему мальчику вирус коровьей оспы. С того момента прошло 225 лет, а вопросы рисков для здоровья при иммунизации актуальны по сей день. Особенно это касается новых препаратов, в том числе и для профилактики COVID-19. 

На производство вакцин в среднем тратится от полугода до 3 лет, но в условиях пандемии допускается сокращение времени на проведение клинических исследований при условии, что новая вакцина создается на изученной ранее безопасной платформе. Так, например, векторные вакцины для профилактики COVID-19 производятся на изученной аденовирусной технологической платформе с подтвержденной долгосрочной безопасностью в сотнях клинических исследований. Поэтому опасаться за безопасность вакцин, прошедших регистрацию в стране, а это, хочу отметить, еще дополнительные исследования, не стоит. Нужно понимать, что любой препарат, который обладает эффективностью, может дать побочную реакцию. После иммунизации вакциной от COVID-19 в течение нескольких дней возможны подъем температуры, головная боль, озноб, слабость, боли в мышцах. Эти проявления быстропроходящие и в принципе могут быть на любую другую прививку. Организм реагирует на введение чужеродного антигена, развивается иммунный ответ. 

— Выпускать вакцину против COVID-19 будет и Беларусь. Располагаем ли мы нужными мощностями для этого или оборудование будет специально закупаться?

— Возможность изготовления российской вакцины на территории нашей страны прорабатывается. Производство сложное, многоступенчатое и высокотехнологичное и, конечно, требует вложений и квалифицированного персонала.

— Как будут отбирать людей для вакцинации? Ведь многие переболели, в организме уже есть антитела. Кроме того, наверняка имеются те, кто болел бессимптомно и даже не догадывается об этом.

— Вопрос формирования иммунитета после перенесенного заболевания и его длительность очень дискутабельный. В авторитетном медицинском журнале The Lancet опубликованы результаты изучения популяционного иммунитета к SARS-CoV-2 у населения Испании. Доля граждан среди населения, имеющих иммунитет к вирусу, ничтожно мала — 5 %. Переболевшие очень быстро утрачивают антитела. Люди, которые перенесли инфекцию бессимптомно, могут и вовсе не сформировать иммунитет. Поэтому прививать можно всех. В первую очередь важно для лиц с высоким риском инфицирования: медработников, педагогов, социальных работников, воинских и других коллективов. По мере производства препарата этот перечень будет расширяться.

— Много говорят о разных видах штаммов вируса. В чем их опасность и имеет ли смысл делать прививки в таком случае?

— SARS-CoV-2 мутирует, и это достоверный научный факт. В начале ноября международная группа ученых сравнила геном коронавируса в первую и вторую волну пандемии и установила 285 мутаций. Большинство из них не оказывает существенного влияния на патогенность вируса и тяжесть заболевания. По данным исследователей, доминирующей в мире стала мутация D614G. Мониторинг за циркуляцией штаммов с мутационной активностью должен проводиться постоянно, и это важно для производства вакцины. 

Проведу аналогию с гриппом, который тоже «любит» изменяться. Варианты вирусов меняются ежегодно, поэтому прививаться нужно перед каждым эпидемическим сезоном. Состав гриппозных вакцин корректируется каждый год. Существует Глобальная система эпидемиологического надзора за гриппом, которая анализирует типы циркулирующих вирусов, и на основании данных прогноза ВОЗ ежегодно предоставляет рекомендации, какие именно штаммы вируса необходимо включить в вакцину. 

В погоне за здоровьем или… прибылью


По данным на 8 декабря, во всем мире до клинических испытаний дошли 52 вакцины, еще 162 находятся в разработке. Технологии и составы самые разные. Оно и понятно — это гонка, на финише которой находится благополучие всего человечества. Впрочем, как показывают последние месяцы, производители хотят оказаться первыми и эффективными не только здоровья ради. Стремление заработать как можно больше денег толкает их на публикацию недостоверных данных о результатах клинических испытаний вакцин. Как это, например, произошло с британским препаратом компании AstraZeneca. Изначально производители заявляли об эффективности 90 %, однако потом признались, что такие цифры оказались достижимы при введении повышенной концентрации на участниках до 55 лет. В среднем же вакцина показала действенность на 70,4 %. 

Тем временем в России с этой недели официально дали старт вакцинации населения «Спутником V». В ближайшие месяцы прививки будут доступны и у нас. Производство первой лабораторной партии этого препарата в нашей стране планируется до конца года. Перспективы по развитию этого направления и ресурсы по поручению Главы государства уже определены и зарезервированы.

— Все остальное мы скажем позже, потому что вопрос масштабирования и трансфера технологии является коммерческой тайной, — заявил министр здравоохранения Дмитрий Пиневич.

Заинтересованность в российской вакцине уже высказали более 40 стран, в которых живет более половины мирового населения. Цена одной дозы не превысит 10 долларов (в то время как заграничные будут стоить чуть выше 15 евро).

Кроме того, на подходе производство вакцины от коронавируса ­«ЭпиВакКорона» новосибирского центра «Вектор». Россияне надеются, что, как и в случае с препаратом от центра имени Н. Ф. Гамалеи, белорусы продолжат сотрудничество в сфере испытаний. 

КСТАТИ

Вакцина «Спутник V» получена биотехнологическим путем, в ее основе — рекомбинаторные векторы (они заставляют организм человека вырабатывать белок, который формирует специфический иммунитет против COVID-19). Патогенный, представляющий опасность для человека вирус не используется в производстве. Риска заразиться инфекцией при вакцинировании нет.

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: Коронавирус в Беларуси

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ Алексей ВЯЗМИТИНОВ