Источник: Сельская газета

Всегда ли вырабатывается иммунитет против коронавируса

Долгая память клетки

Около двух месяцев назад Институт биофизики и клеточной инженерии НАН внедрил новую услугу для всех желающих — здесь можно проверить клеточный иммунитет после перенесенной коронавирусной инфекции или же спустя 2—4 недели после введения второго компонента вакцины. Напомним: иммунитет бывает гуморальным (речь о знаменитых антителах, которые налипают на вредоносный организм и таким образом помогают его определить) и клеточным, когда на поверхности зараженной клетки выставляются белки вируса, а Т-лимфоцит распознает их и уничтожает. Если антитела, или иначе — иммуноглобулины, после перенесенной болезни живут от 3 до 6 месяцев, то клетки памяти, как правило, сохраняются на протяжении десятилетий. И в отношении других коронавирусов тоже, об этом свидетельствуют исследования, проведенные с его разновидностями. У 75 процентов людей, переболевших 20 лет назад SARS и 10 лет назад — MERS, Т-клетки сохранились до сих пор.

Директор Андрей Гончаров.

Корреспондент «СГ» отправилась в лабораторию иммунологии и клеточной биофизики, которой заведует Наталья Антоневич. Здесь 22 сотрудника, исключительно практики. Однако иногда молекулы моделируют на компьютере, а позже опробуют в пробирке. Речь прежде всего об опухолях, а вот при определении клеток шаги более конкретные. В образец крови добавляется антиген, грубо говоря — кусочек вируса, который должен связаться со специальной молекулой. Взаимодействуют, а потом…

— В ход вступает цитометр, попадая в который клетки крови облучаются лазером. Если на клетке присутствует связавшееся с ней антитело, то с помощью специального красителя после облучения лазером оно светится на определенной длине волны. К примеру, облучили на 405 нанометров, а светит на 700! Таким образом видим положительные и отрицательные частицы, — конкретизирует Наталья Антоневич.

Заведующая лабораторией иммунологии и биофизики Наталья Антонович.

Что касается анализа клеточного иммунитета, выявляются Т-клетки, которые в ответ на добавление вирусных антигенов размножаются. Вообще, они есть у всех людей, но могут быть «наивными», которые ничего не знают, не помнят, плавают и ждут, с каким бы патогенным объектом встретиться. А есть — которые повстречались и запомнили. Надолго ли — выясняют сотрудники института в программе проекта научных исследований.
Сотрудница лаборатории Дарья Бобрукевич.

— Узнаем, как сохраняется иммунитет переболевших спустя 3, 6 месяцев и через год, — отмывает кровь от эритроцитов, чтобы соединить ее потом с антителами, сотрудница лаборатории Дарья Бобрукевич. — У 70 процентов людей спустя 3 месяца после заболевания клеточный иммунитет выявляется. В исследованиях приняли участие около 230 человек с перенесенной инфекцией разной степени тяжести, которая, как выяснилось, на процент защиты существенно не влияет. Проект проводим вместе с сотрудниками БГМУ, которые обеспечивают образцами крови, взятыми от различных пациентов. Причем антитела образуются к разным видам белков, к одному из них или нескольким. Это сугубо индивидуально.


На опытных сотрудников равняются студентки 4-го курса биологического факультета БГУ Ксения Кавецкая и Анна Малашевская. Они в институте на практике, чтобы написать курсовые работы, посвященные также методам определения клеточного иммунитета.

— Новые способы выявления защитного ответа придумаем вряд ли, а вот оптимизировать традиционные постараемся. Планируем схожую тему выбрать и для дипломного проекта, — рассуждают девушки. — Для начала обоснуем, почему при добавлении частички вируса защитные микроорганизмы размножаются и это через 5—7 суток показывает специальный прибор — цитометр. Если делятся плохо — значит, защиты нет. Почему так происходит, хотя организм встречался с инфекцией? Это говорит о том, что иммунитет каждого человека индивидуален.


Студентки 4-го курса биологического факультета БГУ Ксения Кавецкая и Анна Малашевская.

Вообще, не стоит полагать, что гуморальная и клеточная защита — антиподы. Несмотря на разные методы борьбы с вирусом, они работают в тандеме. К примеру, Т-клетки бывают двух видов, один из которых помогает вырабатывать больше антител. Тот или иной способ реакции во многом зависит от иммунитета. Как никто другой, об этом знает научный сотрудник Елена Дуж, которая вскоре планирует защитить диссертацию, и когда все получится — станет кандидатом биологических наук. Ее научной работой руководит директор Института биофизики и клеточной инженерии Андрей Гончаров, который вместе с коллегами и стал инициатором внедрения проверки клеточного иммунитета.

Т-клетки дают инфекции наиболее полный и сильный ответ, однако их отсутствие не говорит, что нет антител, которые вырабатываются после прививки в абсолютном большинстве случаев.
Научный сотрудник Елена Дуж.

— Сначала отрабатывали методы для его определения, а потом подумали: почему бы не внедрить такую услугу для всех желающих, тем более что ниша не занята. В первую очередь потому, что исследование довольно сложное. Используется не только в проекте по динамике иммунитета, но, в частности, для излечения ковидных пневмоний при помощи стволовых клеток, — заявляет Андрей Гончаров.

Вакцины, которые сейчас на рынке, гарантируют образование антител, но наиболее полный и сильный ответ образуется как раз при достаточном количестве антиген-специ­фических Т-клеток, и он особенно важен при вирусных инфекциях. Такая защита после двукратного введения компонента, как показали исследования, вырабатывается у 30—40 процентов людей, неважно — привились они российским препаратом или китайским. Если в организме достаточное количество антител, попадающий вирус в целом будет нейтрализован, но если он успеет проникнуть в клетку, тогда антитела бессильны и поможет клеточный иммунитет. Не стоит пугаться того, что выработка Т-клеток после прививки не стопроцентная, предупреждает ученый:

— Коронавирус и его антигены не слишком иммуногенны, значит — не способны вызвать сильную защиту. Простыми словами, после кори, паротита, ветряной оспы, краснухи иммунитет почти всегда пожизненный. Коронавирус же, а это доказали и прежде встречавшиеся его разновидности, на это не способен, потому что таковы свойства антигена, — объясняет Андрей Гончаров.
Спустя три месяца после перенесенного заболевания клеточный иммунитет выявляется у 70 процентов людей.
Но опять же — это не говорит об отсутствии антител, которые вырабатываются после прививки в абсолютном большинстве случаев. К концу года в проекте по исследованию иммунитета станет известно, угасает ли он со временем и какими темпами. Какие варианты ждут человечество потом? Один из наиболее вероятных — ревакцинация. Однако каковы ее условия — определенное количество антител, Т-клеток, временной интервал между получением прививки? Если ревакцинироваться, то можно ли после векторного препарата выбрать инактивированный и наоборот? Ученые пока ищут ответы на эти вопросы, подкрепляя верное решение исследованиями. 
Однако одно понятно — прививаться нужно любой доступной и зарегистрированной вакциной, сотрудники института это знают и сами во главе с директором показывают пример.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: Коронавирус в Беларуси