«Традиции здоровья» вместо «Целебника»: как мошенники выдают пищевые добавки за чудо-лекарства

Эликсир со вкусом обмана

В почтовый ящик упала листовка с многообещающим названием «Традиции здоровья». Цветная печать пестрит пугающими фотографиями ногтей, пораженных грибком, сосудов, что гниют в «болоте», и папиллом размером с кулак. Не спешите расстраиваться: от всего этого, как и тысяч других диагнозов, оказывается, есть суперсредства — отзывы на них дают здесь же профессора в белых халатах и исцеленные пациенты. На самом деле и врачи хваленые, и пациенты спасенные — персонажи вымышленные. А люди покупают за большие деньги вовсе не чудо-лекарства, а… пищевые добавки.

Але, это «ФитоМаксТрейд»

Листовку с приглашением на выставку-продажу в кафе Минска получили и мы. Для начала звоним по указанному номеру. Оператор Елена с хрипотцой в голосе представляется компанией «ФитоМаксТрейд», откашливается и интересуется, какие препараты мне нужны. По легенде требуется «Диафрин» против диабета — одна упаковка, чтобы попробовать. Оператор ориентирует:

— Вам пришла газета? Видите, на 4‑й странице объявление о выставках-продажах? В Минске возможна и курьерская доставка.

Уточнив, для кого я заказываю препарат, Елена сообщила, что пропивается он столовыми ложками, одной упаковки хватит только на четыре дня:

— А при нарушении углеводного обмена, то есть сахарном диабете, препарат надо принимать курсами. «Диафрина» на месяц понадобится восемь штук.

То есть заказать одну упаковку у меня не получится. 
Дальше оператор, снова откашлявшись, заверяет, что «Диафрин» мне точно поможет, и перечисляет состав. А там… набор из подсластителя, корицы, створок фасоли, сока красного винограда, плодов черники, кориандра, травы галеги, консервантов, сорбитового сиропа и еще много чего другого. Обычная пищевая добавка, которая преподносится в листовке как спасительное чудо.
— Так много компонентов в одном тюбике? — интересуюсь у тезки.

— Это не тюбик, а бутылочка, — поправляет она. — Производство у нас не подвальное, находится в Российской Федерации. Приходите к нам на выставку-продажу. Можете воспользоваться функцией бронирования, она для занятых людей и тех, кто делает очень большие заказы.

Спасибо, придем обязательно!

Обманом жить им, стало быть, с руки

Листовка под видом газеты нарушает многие требования, установленные Законом «О рекламе». Во-первых, в объявлениях указаны лечебные свойства препаратов, которые не являются лекарствами. Также распространители вводят потребителя в заблуждение относительно эффекта, печатая совершенно нелепые истории. Ко всему, в листовке нет сведений о рекламодателе, приводится одобрение пациентов без компетентного мнения врачей, что тоже нарушает законодательство. Однако наказать нарушителей не так просто — в газете нет данных об издателе, говорит начальник отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Ирина Летняк:

— Раньше в качестве распространителя листовки по документам проходила компания «ФитоМаксТрейд». На нее только в прошлом году наложили через суд около пяти штрафов, которые дорастили до предела — 50 базовых величин. Что касается выставок-продаж в кафе, отдельно отрабатываем каждый случай. И как правило — оказывается, ничего не нарушено. Потому что у предпринимателя, который торгует, есть на это право, он внесен в торговый реестр. Выходим на компании, которые предоставляют помещение по договору аренды, — мероприятие зачастую удается отменить.

Порой за столиком в кафе общаются несколько человек без всякого договора — так маскируют выставку-продажу. Ирина Летняк уверена:
— Акцент надо делать на потребителях: нет спроса — нет предложения. Важно образовывать людей и рассказывать им, что, уповая лишь на пищевые добавки и пустые обещания, они тратят время и деньги попусту. Состояние без действенного лечения будет только усугубляться.
Российские сертификаты на средства, предлагаемые в рекламных листовках, выданы как на пищевую, так и парфюмерно-косметическую продукцию. Опираясь на Закон «О защите прав потребителей», покупатель может расторгнуть договор с фирмой, ее реализующей, взыскать в суде все затраты, убытки и моральный ущерб. Но сделать это получится только в том случае, если товар не соответствует свойствам, заявленным на упаковке. А вот там как раз обещаний минимум. В том, что люди обманываются, виновата листовка, зазывающая на презентации.

«Не помогает, но хочу еще попробовать»

Мы явились на одну из таких анонсированных выставок-продаж. На этот раз приглашали в кафе на территории Московского района Минска. Интересно, что в приписке просят приходить в строго назначенное время, чтобы не нарваться на мошенников. Но пришли мы все-таки на полчаса раньше, ориентиром для поиска нужного помещения стали две бабушки, которые громко обсуждали свои проблемы со здоровьем.

— Пришла на выставку за следками из слизи, семь рублей одна штука, на курс лечения надо 24, — делится одна из них. — Честно признаться, не очень-то верю в эти лекарства, раньше не помогали. И дети на меня ругаются, отговаривают от бесполезных покупок. Но хочу попробовать следки.

Фейковую газету читатели порой принимают за настоящую.

— Достал из ящика газету, прочитал рекламу, — включается в разговор мужчина по имени Владимир. — Живу недалеко, думаю — подойду. Меня удивило, что так много положительных отзывов в газете, это же надо найти столько людей! Если честно, посещал такую презентацию год назад, но эффекта от лекарства не получил. Теперь хочу попробовать почистить сосуды. А заодно поинтересуюсь у посетителей выставки, кому это лекарство помогло, есть ли польза.

Дверь в кафе еще закрыта, а к нашей группке присоединяется Николай. Его супруга — инвалид I группы по зрению, прочитала в газете о чудо-лекарстве для глаз и заставила мужа сорваться с работы.

— Я жене объяснял, что это самый натуральный лохотрон. Такой газетой обычно ведро застилаю для мусора. Но дело стало до развода доходить. Купи, мол, и все, ты просто не хочешь, чтобы я была здоровой, твердила супруга. Всучила деньги и отправила на выставку. Я больше не стал сопротивляться, — рассказывает мужчина.

Пытаюсь объяснить стоящим рядом людям, что это не настоящая газета: здесь нет выходных данных, информации об издателе и рекламодателе. Но сталкиваюсь с непониманием.

— Почему не газета? — парируют. — А вы вот зачем пришли?

— Мне ничего не болит, но очень плохо слышу, а в газете обещали мгновенно вернуть слух, — заявляет еще одна подошедшая женщина, сжимая в руке деньги.

На часах — без пяти десять, до презентации — пять минут, а дверь по-прежнему закрыта.

— Не приедут, — резюмирует уборщица заведения. — Что-то сорвалось, обычно за полчаса приезжает их начальник, готовит помещение, заносит препараты.

— Тогда и не буду дожидаться, замерзла уже, — смотрит на часы женщина, которая пришла первой. — Передайте, что они бессовестные. В газете объявили и не приехали. Как же я сразу обманщиков не распознала? Недаром говорят: пока жизнь не проживешь, всей мудрости не познаешь.

Примерно в десять часов к заведению подошел мужчина, дернул закрытую дверь, вздохнул и на наши вопросы о запланированной выставке-продаже ответил, что ее не будет:

— Ну и что, что в газете написано?! Мало ли что там написано.

А в том, что выставочный лохотрон не состоялся, заслуга администрации Московского района. Я туда позвонила, перед тем как отправиться за чудо-лекарствами, и предупредила, что «лекари-целебники» орудуют на их территории. В администрации прокомментировали:

— Договариваются с владельцами кафе, как правило, без договора аренды. Как только видим анонсы о подобных продажах, связываемся с хозяевами заведений и упреждаем проведение. Владельца заведения, где планировалась последняя выставка, вызвали для выяснения обстоятельств: проверим у него наличие договора аренды и какое юридическое лицо там фигурирует.

Еще одна сорванная гастроль

Мы отправились на другую выставку, анонсированную в тот же день в Первомайском районе Минска. Тоже в кафе. Время обеда, в заведении многолюдно — многие пришли за чудо-эликсирами. В здании и возле него толпится примерно человек 20, подходят еще. Опять конфуз — все отменяется.

— Буквально полчаса назад администрация района запретила проведение выставки, — объясняет официантка.

Причины, почему так произошло, девушка называла разные — поступила жалоба, нет разрешающих на торговлю документов. Одним словом, было понятно — гастроль сорвалась.

— Пишут одно, а делают другое, — недоумевает один из посетителей. — Почему нет презентации, объявленной в газете?

— Первый раз пришла, — выкладывает из пакета три листовки Мария. — Я в таком возрасте, что все лечить надо. 
Первую газету получила в 2023 году, отложила, не поверила. Потом приходили издания еще. Решила схватиться за соломинку, тем более лекарства на акции. Мошенники, думаете? Они мне предлагали препараты даже по телефону. Раз без выходных данных, не газета? Так это вы знаете. Я же на выходные данные не смотрю, а внешне — очень даже газета.
И только одна посетительница была со мной заодно, хотя не знала, что моя миссия разоблачительная:

— Я что — дурочка с переулочка, чтобы у них покупать? Пришла задать откровенные вопросы, в прошлый раз сорвала им презентацию.

Несостоявшаяся и на сей раз выставка-продажа — тоже результат оперативной реакции администрации Первомайского района. Перед выходом «на огонек» сообщила им по телефону о намерениях гастролеров побывать на их территории — выставку сразу пресекли.

Учитывая, что мошенники пытаются продавать эти товары оптом, а одна упаковка стоит в среднем больше 20 рублей, «врачеватели» за две несостоявшиеся выставки не досчитались нескольких тысяч. Пусть люди лучше потратят эти деньги на фрукты и лекарства, которые прошли контроль качества и сертифицированы в нашем государстве.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Инна Гаврильчик, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ:

— Рекламу в листовке, выполненной в форме газеты, МАРТ неоднократно признавал ненадлежащей и запрещал к распространению. Мы выносили предписания и привлекали к административной ответственности рекламодателей и распространителей. Однако сейчас в листовке нет информации о рекламодателе. Соответственно, нет и достоверных доказательств для суда. МАРТ проводил большое разбирательство, подключили в том числе Министерство информации и МВД, чтобы установить, где печатается эта реклама. Удалось выяснить, что на территории нашей страны ее точно не издают.

Еще одна зацепка, которой пользовались раньше, — договоры на аренду помещений в кафе. Но в последнее время организаторы продаж их не заключают. Поэтому действуем таким образом: как только видим подобные листовки, оперативно направляем их в администрации районов. Как правило, такие продажи сразу пресекаются. Другое дело, что эта работа точечная, а системно прекратить распространение такой продукции можно, только установив незаконность ее ввоза в страну.

Ни капли совести

Пенсионерка из Бреста, доверившись псевдогазете, купила просроченный товар


Женщина, начитавшись «Целебника», купила восемь флаконов глазных капель… с истекшим сроком годности. Когда позвонила по указанным в издании номерам, ей посоветовали обменять товар на ближайшей встрече. Однако торговый представитель только накричал на покупательницу, даже попытался выгнать ее из здания, сказав, что такими каплями они уже давно не торгуют.

Доктор, вы фейк?

Врачи оказались липовыми


У витебчанки Елены обострилась боль в суставах. Следовало лечь в стационар, получить консультацию реабилитолога, пройти курс физиопроцедур. Вместо этого Елена вооружилась советами «Целебника» и только зря упустила время, приостановив лечение. Уповала на новую методику профессора, а когда чуда не произошло, поискала этого ученого в интернете. Оказалось, такого и в помине нет!



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.