Это никак не скажется на нашей экономике – Головченко прокомментировал ответные меры на действия Литвы

В случае если Литвой будет принято решение по возобновлению работы в пунктах пропуска, белорусская сторона может вернуться к вопросу о целесообразности сохранения тех или иных ограничительных мер. Об этом сообщил Премьер-министр Роман Головченко перед совещанием в Правительстве по вопросам упрощения процедур в строительстве.

Роман Головченко напомнил, что речь идет о двух постановлениях Правительства, которыми вводятся анонсированные ранее вынужденные меры в ответ на недружественные действия Литовской Республики по закрытию в 2024 году двух пограничных пунктов пропуска:

– Первое из них касается непосредственно продукции, происходящей из Литвы. Это в основном продовольственная группа. Небольшая сумма: в год мы импортировали порядка 5–6 миллионов долларов этой продукции. Я уверен, что это абсолютно никак не скажется на нашей экономике, на потребительском рынке. И самое главное, я хочу акцентировать внимание: те, кто не может обойтись без литовской шоколадки, не пострадают. На физических лиц и на товары для личного пользования действие этих ограничений не распространяется.

Премьер-министр при этом отметил, что второе постановление, которое вводит ограничения на поставки промышленных партий товаров, имеет более весомое значение:

– Всего их в Беларуси было ввезено в прошлом году на сумму около 150 миллионов долларов общим весом порядка 60 тысяч тонн. Но это не значит, что эти грузы не попадут к нам. Они просто пойдут по другому логистическому маршруту через Латвию, через Польшу. Я обращаю внимание на то, что запрет распространяется на их ввоз через белорусско-литовский участок границы. С чем это связано, тоже понятно. Не мы первые совершили шаги, которые осложняют ситуацию на границе. Из ранее действующих шести пунктов пропуска на настоящий момент функционируют лишь два. И состояние в них достаточно сложное. И вот крайнее решение правительства Литвы о закрытии в феврале двух из четырех оставшихся пунктов, это «Котловка» и «Привалка», привело в том числе к тому, что появилась огромная очередь.

Премьер-министр обратил внимание, что это влияет и на людей, которые ездят в личных целях, и на коммерческих перевозчиков:

– До 1200 большегрузных автомобилей там скапливается. Представьте, какая обстановка? Поэтому, с одной стороны, это определенным образом облегчит давление на эти пункты пропуска, потому что существенные партии товаров просто уйдут оттуда и будет легче пересекать границу с теми товарами, которые нам действительно нужны. Второе – косвенно пострадает и литовский бизнес. Потому что, не секрет, многие литовские логистические распределительные центры специализировались на аккумулировании больших товарных партий. Это не литовские товары, это товары, которые поступают из разных стран, но с учетом логистической близости к нам было удобно там всё это аккумулировать. Поэтому, да, они потеряют эти потоки, они пойдут по другим маршрутам, но, еще раз повторяю, это абсолютно вынужденная мера, с которой мы были обязаны выступить, исходя из наших национальных интересов.

При этом Роман Головченко отметил, что белорусская сторона не делает таких шагов, чтобы сжигать мосты:

– Решение это тоже имеет определенные временные параметры: срок его действия до октября текущего года. Поэтому оно может быть либо отменено с истечением срока действия, либо продлено. Посмотрим, насколько это положительно скажется на загруженности пунктов пропуска. И подчеркиваю, что мы к диалогу готовы всегда. Не мы делали первые шаги, которые были направлены на ухудшение добрососедских отношений между странами.

При этом Премьер-министр отметил, что если возвращаться к теме о том, кто действительно вводит санкции против собственного народа, то нужно вспомнить про санкции, которые Литва ввела в конце 2021 года против транзита белорусских калийных удобрений:

– И какой эффект? Это всё мотивировалось тем, чтобы лишить «режим», как они выражались, финансовой поддержки. Ну, давайте посмотрим, в чём это выразилось. Белорусские калийные удобрения поставляются стабильно. Мы имеем по прошлому году показатели, близкие к нашим рекордным годам. Весь транзит, как мы анонсировали и договаривались с российскими партнерами, ушел в российские порты. В итоге Беларусь имеет стабильный объем поставок. Россия получила весь белорусский грузопоток – не только калийных удобрений, но и всех остальных грузов. Соответственно, деньги, которые ранее оставались у литовских перевозчиков, у железной дороги, у портов, сейчас получены нашими российскими партнерами. С чем осталась Литва? Ни с чем.

Премьер-министр также акцентировал внимание на одном важном факте:

– В год, предшествующий этому запрету, 66 процентов всего железнодорожного транзита через Литву составляли белорусские грузы. То есть они ушли одномоментно. Это означает сокращение рабочих мест, потери финансов, потери бизнеса. Кто пострадал от этого решения? Вот сами делайте выводы, кто вводит санкции в отношении собственного народа. Еще раз повторяю, здесь решение абсолютно выверено, просчитано, оно готовилось с группами экспертов, специалистов, оно полностью легитимно, принято в соответствии с указом Главы государства о применении специальных ограничительных мер. Поэтому я точно могу сказать, что ни люди, ни рынок этого не почувствуют.

Роман Головченко также заметил, что помимо финансовых потерь транзита Литва потеряла и большой поток белорусских туристов, которые ездили туда и оставляли деньги в экономике Литвы.

– Самое главное для нас – это нормализовать движение и нормализовать транспортные потоки. Поэтому будет готовность с их стороны этот вопрос решать конструктивно – мы готовы его решать. Я абсолютно уверен в этом, это не имеет никакой связи с отношениями между государствами, с оценкой политики, которую проводят. Границы не должны быть закрыты. Это абсолютно понятно, и это противоречит всем цивилизованным принципам добрососедства. Поэтому будет решение по возобновлению работы в пунктах пропуска – мы вернемся к вопросу о целесообразности сохранения тех или иных ограничительных мер. Не будет – у нас еще есть достаточный арсенал для того, чтобы реагировать на любые недружественные действия в отношении нашей страны, кто бы их ни предпринимал, – резюмировал Премьер-министр.

Головченко: необходимо принятие кардинальных решений по дальнейшему упрощению процесса строительства

Фото БЕЛТА