Утолщают эндометрий, заменяют гормоны, лечат облысение — какие еще новинки придумали в Институте биофизики
Клетка может всё
Испытания интересных проектов по госпрограмме «Наукоемкие технологии и техника» завершились в Институте биофизики и клеточной инженерии НАН. Речь о новых биомедицинских клеточных продуктах, которые уже помогли первым пациентам. Дело за внедрением в широкую практику.
(Слева направо) Ольга Тишук, младший научный сотрудник, Анна Полешко, заведующая лабораторией молекулярной биологии клетки, Алла Мисюкевич, научный сотрудник, Андрей Смирнов, младший научный сотрудник.
Вместо паращитовидки
В Институте биофизики клеточными технологиями занимаются постоянно. За этим перспективным направлением настоящее и будущее, убежден директор Андрей Гончаров. Чтобы вылечиться, иммунную систему порой нужно подавить или, наоборот, стимулировать. С каждым из вариантов справляются биомедицинские клеточные продукты, в институте разрабатывают 11 видов.
— Стволовые и дифференцированные клетки помогают, к примеру, в лечении болезней суставов, нервной системы, пневмоний, невынашивании беременности, способны возвращать коже молодость, — уточняет Андрей Гончаров. — Их потенциал практически не ограничен. Этот дополнительный метод лечения способствует восстановлению организма.
— Тот случай, когда паращитовидная железа перестает работать или ее удаляют, — объясняет завлабораторией молекулярной биологии и биотехнологий Анна Полешко.
— В итоге у пациента не вырабатываются гормоны, которые отвечают за нормальное состояние костно‑мышечного аппарата и в целом за работу организма. Вместе с коллегами из БГМУ создали клеточный продукт, замещающий недостаток паратгормона.
В исследовании поучаствовало около 20 пациентов. Критерий включения — серьезная степень патологии, когда обычные медикаменты не действуют. В таком случае организм поможет поддержать заместительная терапия, которая не несет рисков для здоровья. Клетки получают из донорского материала — тоже очередной шаг навстречу науке.
Сергей Пинчук, научный сотрудник.
— Раньше в основном работали с материалом пациента, который был донором и реципиентом одновременно, — объясняет Анна Полешко. — Но эти клетки не всегда были качественными, поэтому решили их брать у людей, кому по медпоказаниям надо уменьшить объем железы.
Биоматериал в лаборатории обрабатывают специальными ферментами, чтобы вычленить из ткани отдельные клетки. Их культивируют до нужного количества. После такого лечения состояние пациентов улучшилось, и это серьезный прорыв.
Скорая помощь при облысении
В институте совместно с БГМУ также научились лечить невынашивание беременности. Из‑за тонкого слоя эндометрия эмбрион не может имплантироваться в матке как при естественном оплодотворении, так и в случаях с ЭКО. Пришел на помощь клеточный продукт. И уже есть успехи. Почти трети пациенток, которые участвовали в исследовании, удалось забеременеть. Толщина их эндометрия пришла к физиологической норме.
Еще одна новинка — для лечения облысения, вызванного в первую очередь стрессами, ковидом или другими неблагоприятными факторами.
— Вводим их пациентам. В итоге эффект примерно у 70 процентов. В числе самых первых проявлений зафиксировано увеличение толщины волоса и рост пушковых волос.В Институте биофизики подошли к еще одному прорыву — создали средство, в составе которого продукты жизнедеятельности стволовых клеток. Дело в том, что пока они растут, вырабатывают в окружающую среду различные ростовые факторы, гормоны, пузырьки с бислойной мембраной, где тоже питательные вещества, нуклеиновые кислоты.
— Этой средой обогащаем стволовые клетки, — обращает внимание Анна Полешко. — Таким образом получили универсальный продукт, который можно применять при любых диагнозах. Подтвердили его эффективность при дефектах костной ткани. Благодаря этой технологии удается сберечь время на получение препарата, а эффективность останется прежней.