Иммунитет на предмет устойчивости к заражению коронавирусом можно проверить в Институте биофизики и клеточной инженерии НАН
Клетка не забудет
Экспресс-тест на COVID-19 вовсе не единственный и не самый точный способ узнать, была ли связь организма человека с коварной инфекцией. Новую высокотехнологичную и, главное, достоверную услугу предлагают ученые из Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси. Суть в исследовании клеточного иммунитета, когда клетки сами распознают возбудителей заболевания и их уничтожают, говоря простым языком, «по старой памяти». Такая защита держится долго, причем наличие либо отсутствие антител на нее никак не влияет. К примеру, у больных, перенесших легкую форму инфекции, иммуноглобулины образуются не всегда, а Т-клетки — почти постоянно. Подробнее о новинке белорусских ученых расскажет сегодня нашим читателям директор Института биофизики и клеточной инженерии НАН Андрей ГОНЧАРОВ (на снимке).
— Иммунитет бывает двух видов. Гуморальный, к примеру, обусловлен наличием антител, функция которых — связать проникший возбудитель. На вредоносный микроорганизм налипают антитела, а дальше он легко поглощается и полностью уничтожается. Но не сами иммуноглобулины уничтожают возбудителя, они его лишь облепляют, чтобы клеткам было проще распознать и устранить, — поясняет Андрей Гончаров. — Что касается клеточного иммунитета, в двух словах его можно описать так: условно в эпителиальную клетку извне проникает вирус, заражает, и на ее поверхности выставляются белки этого вируса. Тем временем приближается Т-лимфоцит, распознает эти белки и уничтожает вредоносный объект. Болезнь дальше не развивается.
Клеточный иммунитет определяется сложными функциональными тестами, которые в Беларуси внедрены лишь в Академии наук. Подобной практики раньше в нашей стране не было. Одна из причин, почему технология не так широко развита (в Москве, к примеру, ею занимается лишь пара медцентров), — необходимость высокой квалификации сотрудников. Врачей-лаборантов этому не обучают, потому подобные методы, как правило, развиваются и адаптируются в научных центрах.
Белорусские исследования проходят в лаборатории иммунологии и клеточной биофизики, которой заведует Наталья Антоневич — ведущий специалист института в области иммунологии. По сути, в этой технологии существенное значение имеет определение ответа клеток на антиген, и здесь важно так подобрать белок, пептид, чтобы он распознавался всеми клетками. К слову, до широкого внедрения такой метод использовался в научных целях для изучения динамики иммунитета у пациентов, переболевших в легкой, среднетяжелой и тяжелой формах. Цель — узнать, долго ли он сохраняется.
— Сейчас взяли еще одну группу — здоровых добровольцев, которые прививаются «Спутником V». Соответственно, каждые три месяца смотрим динамику, к концу года будем точно знать, как долго держится гуморальный и клеточный иммунитет, — уточняет Андрей Гончаров.
Кровь для определения анти тел и клеточной защиты нужна соответственно разная. В первом случае это сыворотка, то есть очищенная от форменных элементов, во втором — свежая и цельная, с гепарином. К тому же наличие иммуноглобулинов можно исследовать в течение суток, а присутствие Т-клеток — около недели.
— Это помогает с высокой, почти 90-процентной, точностью узнать, перенес человек коронавирус или нет. У трети переболевших антитела вовсе не вырабатываются, у остальной трети они исчезают в течение трех-пяти месяцев. Условно, через несколько месяцев сказать, встречались вы с инфекцией или нет, трудно, практически невозможно. А вот Т-клетки при всех заболеваниях, как свидетельствуют данные, сохраняются гораздо дольше — на протяжении нескольких лет. Будет ли такое при COVID-19? Наверняка, ведь определенную уверенность подтверждают исследования пациентов, перенесших инфекции коронавирусной группы. Представьте: у 75 процентов людей, переболевших 20 лет назад SARS, до сих пор сохранились антиген-специфические Т-клетки. То же и с перенесшими 10 лет назад MERS, — расставляет точки над «i» Андрей Гончаров.
Единственный вопрос — насколько клеточный иммунитет от COVID-19 будет специфичным, ведь появляются новые штаммы, которые постоянно мутируют. Это все непредсказуемо и зависит от того, насколько меняется структура поверхностных белков коронавируса. Но если Т-клетки в наличии, тем более в большом количестве, есть основание полагать, что они расскажут «всю правду».
Возникает закономерный вопрос: как часто формируется тот самый клеточный иммунитет? Исследования, которые сейчас у нас проходят, показывают, что он формируется более чем у 95 процентов пациентов именно с легкой формой заболевания. У почти 25 процентов среднетяжелых и тяжелых заболевших (преимущественно пожилых людей) Т-клетки отсутствуют либо их небольшое количество.
К слову, профилактическая вакцина против COVID-19 может действовать подобно противогриппозным, которые не дают полную гарантию от заболевания, однако с огромной вероятностью тяжелая форма инфекции обойдет стороной.
Андрей Гончаров Институтом биофизики и клеточной инженерии НАН руководит три года, ранее заведовал лабораторией иммунологии и клеточных биотехнологий отраслевого РНПЦ. В команде 110 сотрудников, есть перспектива роста.
— Будем набирать и обучать специалистов в связи с реконструкцией центра вирусологии. Дело в том, что в Беларуси лишь одно учреждение, которое может работать с возбудителями III и IV группы риска (РНПЦ эпидемиологии и микробиологии), поэтому возникла необходимость создать такой отдел в структуре НАН. Это не означает, что мы будем дублировать функции научно-практического центра. Займем другую нишу — с прицелом на разработку новинок лечения и профилактики. Речь о новых вакцинах и лекарствах против инфекционных, онкологических, аутоиммунных заболеваний. Причем будем совмещать вирусологию и новые биотехнологии, — делится планами Андрей Гончаров.
Но это дело недалекого будущего, тогда как в иммунологической лабораторной диагностике уже сделаны уверенные шаги в разработке новых видов услуг. Во-первых, это иммунограмма, важная для диагностики аллергических, аутоиммунных, онкологических заболеваний. Также в институте определяют циркулирующие опухолевые клетки, которые отрываются от первичной опухоли, с током крови распространяются по организму и дают возможность расширяться новым метастазам. Этот метод ранней диагностики помогает прогнозировать исход новообразования и эффективность его лечения.
basikirskaya@sb.by