Тренажеры для реабилитации людей с ДЦП, после инсультов, переломов и сложных операций создала супружеская пара

Конвейер на кухне

Супружеская пара создает уникальные тренажеры для реабилитации

Глубокая ночь. Город накрыла тишина. Но в квартире Александра и Натальи Чирицо горит свет. Комната в этот момент больше напоминает столярный цех, нежели кухню. Эта семья не смотрит сериалы и не «сидит» в телефоне в свободное время. После работы они клеят, красят, выпиливают. Супруги создали мультипараметрийный комплекс для сенсорных секвенций, состоящий из множества тренажеров. За сложным названием — благороднейшая цель: помочь в реабилитации детям с ДЦП, а также людям, перенесшим сложные операции, переломы, инсульты.

Александр и Наталья Чирицо.

Все началось с момента, когда Наталья стала педагогом по адаптивной физкультуре. В то время сенсорные пособия как раз были популярны. Но учительница понимала: они больше ориентированы на здоровых детей. Как-то пришло озарение: надо создавать собственный продукт. Словно Менделеев, который бесконечно продумывал форму своей таблицы, она постоянно представляла внешний вид будущих тренажеров. Вопросов было немало. Как сделать их увлекательными, ведь часто дети быстро теряют интерес, удобными — у ребят с ДЦП плохо двигаются руки, а еще, чтобы был результат. Ответы Наталья нашла — для этого пришлось получить два высших образования. Стремилась к взвешенному профессиональному подходу, раз взялась за дело. Муж Александр подключился случайно. Помог сделать первый комплекс. Сейчас шутит, что лучше бы не ввязывался в эту авантюру. С тех пор об отдыхе они забыли. На создание одного тренажера может уходить несколько месяцев, Наталья аккуратно приклеивает одну деталь: 

— Если Саша видит, что я к нему подхожу с горящими глазами, понимает с ходу: что-то придумала. А значит — здравствуйте, бессонные ночи. Мы стараемся сделать такие аппараты, которые словно только что сошли с заводского конвейера. Чтобы никто не сказал, что мы их делаем у себя на кухне (смеется). Хотя муж часто пользуется профессиональным оборудованием, чтобы выпилить отдельные детали, — у него работа связана с производством стекла. Первоначально я делаю эскиз на компьютере, на этом этапе постоянно идет какая-то доработка. Как делим обязанности? Я — мозговой центр, думаю, как сделать, чтобы тренажер приносил пользу. А супруг размышляет, как это все воплотить технически. А потом начинаются походы по строительным магазинам. Все наши работы — авторские. Они лишь напоминают игрушки для малышей. Но на этом сходство заканчивается. Каждый элемент направлен на разработку двигательной активности, зрительно-тактильной координации, развитие межполушарных связей, активизации головного мозга, восстановление мышечной и связочной ткани. Все изобретения применяю у себя на уроках. Создала отдельный кабинет для этих целей, сформировала собственную картотеку с физическими упражнениями для детей. Для каждого ребенка разрабатываю индивидуальный план восстановления.

Пока Наталья тренирует на авторских аппаратах своих учеников в одной из столичных школ. Никаких дополнительных затрат родители не несут — педагог делает это из любви к профессии и детям. Но потенциал мультипараметрийного комплекса высок, он подойдет для восстановления людей после сложнейших переломов и для запуска мозговой деятельности после инсульта. 
Разработки оценило жюри проекта «100 идей для Беларуси». Эксперты сошлись во мнении: будущее у этой идеи точно есть. 
azanovicg@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.