Лавров заявил, что перспектива евробезопасности была растоптана безоглядным расширением НАТО

Расширение НАТО подрывает саму перспективу дальнейшего нормального разговора о евробезопасности. Об этом в Москве после переговоров между главами МИД Беларуси и России заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Фото из архива

Лавров уточнил, что Россия вместе со многими другими странами Евроатлантического региона в рамках ОБСЕ добивалась закрепления принципа равной неделимой безопасности. При этом тот же принцип был закреплен в документах создания Совета РФ и НАТО. 

В рамках ОБСЕ было записано, что ни одна страна, организация на пространстве Евроатлантики не имеет права укреплять свою безопасность за счет ущемления безопасности других и претендовать на доминирование в этом географическом регионе. Все это было растоптано нашими западными коллегами, когда был взят курс на безоглядное расширение НАТО. И наши попытки перевести вот эти торжественные заклинания, под которыми подписались лидеры западного мира, были отвергнуты. Напомню, что еще с конца 2010-го мы предлагали натовским коллегам кодифицировать эти принципы и юридически взять на себя обязательства не укрепляться за счет ущемления других. Но нам было сказано, что гарантии безопасности юридического характера возможны только в НАТО и они никому не позволят запрещать какой-либо стране присоединяться к Североатлантическому альянсу. На аргумент о том, что это прямо противоречит текстам, под которыми стоят подписи их президентов и премьеров, никакого ясного ответа не было. И в последний раз наша попытка добиться реализации на практике этих высокопарных, пафосных обещаний в сфере неделимости и безопасности была предпринята в конце 2021 года, когда по поручению Президента РФ Владимира Путина мы передали и американцам, и натовцам проекты договоров, которые были нацелены на то, чтобы в Европе была обеспечена безопасность всех без исключения государств, включая и Украину, и Россию, и Беларусь. И к сожалению, вы знаете результат. Высокомерие натовцев, которые заявили: "Никто не может нам диктовать, что нам делать", оно, в общем-то, стало причиной того глубочайшего кризиса в сфере евробезопасности, который мы сейчас наблюдаем. 

Кроме того, Сергей Лавров обратил внимание на высказывание Сергея Алейника о "Хельсинки-2" и Сан-Франциско. 

Если говорить о "Хельсинки-2", то это ассоциируется всегда с ОБСЕ, с ролью Финляндии в продвижении этих позитивных, конструктивных процессов хотя бы в контексте политических договоренностей. Если мы не можем их перевести в юридические, то даже политические договоренности создавали бы все-таки более позитивную атмосферу. Но безоглядное расширение НАТО не только на восток, но и на север, и в других географических направлениях, подрывает саму перспективу дальнейшего нормального разговора о евробезопасности. Потому что со вступлением Финляндии и Швеции (скоро тоже обретет свое членство) в НАТО и с практическим отказом на практике Швейцарии от своего нейтрального статуса сужается та часть Европы, которая исповедовала военно-политический нейтралитет, это было закреплено в Конституции соответствующих государств, и они создавали пространство для поиска баланса интересов, компромиссов между натовской частью Европы и, скажем так, Союзным государством и ОДКБ. С поглощением НАТО практически всех нейтральных государств, а этот процесс мы наблюдаем воочию, возможность для такой конструктивной политики на континенте, инициативной роли нейтралов, по сути дела, исчезает. Это печально. Поэтому я согласен с тем, что если Запад одумается и если Запад поймет, что он не сможет остановить исторически объективный процесс формирования многополярного мира, то потребуется разговор, не ограниченный только Европой. Глобальная безопасность должна быть честной и равноправной. 

Фото: Александр КУШНЕР