Биолог — о запрограммированной гибели организма, эликсире молодости и бессмертных клетках
Молодильное яблочко на закуску
Старость под замком
— Глянец и соцсети тиражируют стандарты красоты, а мы стараемся в них вписаться. Чем чревато увлечение филлерами и ботоксом?— Желание преодолеть время возникло не сегодня — посмотрите на сказки и мифы. Вспомните молодильные яблоки, живую воду, нестареющего Дориана Грея и вечного ребенка Питера Пэна. Пластическая хирургия и косметология зачастую позволяют сохранить внешние атрибуты молодости, но реального старения организма — закономерного этапа развития, затрагивающего активность сердца, мозга, иммунной и других систем, — избежать такими средствами не удастся. Уколы красоты — это не эликсир молодости.
— Но разве люди не стали стареть медленнее?
— Средняя продолжительность жизни человека существенно выросла. Благодаря научно-техническому прогрессу, избавившему нас от непосильного физического труда, высокому уровню и доступности медицинской помощи, более комфортным бытовым условиям, качественному питанию. Это не может не отражаться на внешности. Кроме того, накоплено много информации о факторах, способствующих долголетию и красоте.
Идем на рекорд?
— Эволюция продолжается. Значит ли это, что следующее поколение будет жить еще дольше, или есть какой-то рубеж, который человеку не перешагнуть?— В Книге рекордов Гиннесса упоминается имя французской долгожительницы Жанны Кальман, прожившей 122 года 164 дня. Пальма первенства среди мужчин — у японца Дзироэмона Кимуры: 116 лет 54 дня. Сможем ли мы установить новую планку, покажет время. Но всегда нужно помнить о том, что старение — это эволюционно сформированный механизм, который возник в процессе адаптации к жизни. Как бы грустно это ни звучало, жить бесконечно биологический организм не сможет. О том, почему и как это происходит, написан не один научный трактат. Существует примерно 45 теорий старения.
— Назовите самые интересные.
— Начну с эволюционной — теории запрограммированной гибели организма, предложенной российским ученым Владимиром Скулачевым. Не углубляясь в тонкие биологические механизмы, можно сказать, что в соответствии с этой теорией любой организм, потенциально способный причинить вред сообществу, должен погибнуть, причем все необходимые для этого молекулярно-клеточные компоненты имеются у каждого из нас изначально.
Например, человек, заболевший дифтерией, может причинить вред окружающим, являясь источником инфекции, поэтому альтруистически должен как можно быстрее погибнуть, не успев стать причиной эпидемии. Согласитесь, звучит пугающе. Другое дело, что такой механизм в наше время не успевает запуститься: нам сразу оказывают медпомощь, а от многих серьезных инфекционных заболеваний мы получаем прививки.Любопытна также клеточная теория старения Леонарда Хейфлика. Оценивая число делений клеток разных тканей, взятых из мышей, цыплят, галапагосской черепахи, в абсолютно идеальных условиях лаборатории, Хейфлик доказал, что большинство клеток смертно. В определенный момент их деление останавливалось, появлялись признаки старения, и в конце концов клетки погибали. Что же им мешало жить дальше?
Ответом на этот вопрос стала теломерная теория старения советского биохимика Алексея Оловникова. Немного терминологии: теломеры — это повторяющиеся концевые участки ДНК, хранителя нашей наследственной информации. Каждый раз, когда клетка готовится к делению, она удваивает свой генетический материал, чтобы поровну раздать дочерним клеткам, но при этом теряет один теломерный повтор. Таким образом, длина теломер постепенно сокращается.
Можно сказать, что у каждой клетки есть абонемент на определенное количество делений — число теломерных повторов. Как только он заканчивается, клетки перестают делиться.«Постойте, а как же бессмертные раковые клетки?» — спросите вы. Ученая Элизабет Блэкберн открыла фермент теломераза, способный восстанавливать теломерные повторы (проездной может пополняться, оказывается!). Раковая клетка бессмертна, потому что в ней активно работает теломераза. Значит ли это, что если мы сможем затормозить ее работу, то победим рак? Увы, фермент активен и в нормальных стволовых клетках и затормозить его избирательно не удалось.
Алгоритм самоуничтожения
— Теперь я понимаю, откуда взялось утверждение: если победим рак, то победим и старение.— Не все так просто. Онкологические заболевания ежегодно уносят миллионы жизней, в том числе и молодых людей. Есть множество факторов, способных обеспечить появление и накопление мутаций в молекуле ДНК, вызывая превращение нормальной клетки в раковую. Это и внутренние ошибки молекулярных систем, работающих с ДНК, и некоторые вирусы (например, вирусы гепатитов В и С, папилломавирусы), и действие канцерогенов — жесткого ультрафиолета, полициклических ароматических углеводородов, содержащихся в табачном дыме и пережаренных продуктах питания, и дисгормональные состояния.
Однако не все умирают от онкологических заболеваний. Более того, как говорил один из моих преподавателей: «Не все люди даже доживают до рака». А принимая во внимание многообразие теорий старения, не противоречащих друг другу, но дополняющих детали этого природного феномена, сказать однозначно «победим рак — и будем жить вечно» было бы неверно.
Продолжение следует…
В следующем номере вы узнаете о трех критических этапах человеческой жизни и о том, можно ли заморозить человека, а потом его воскресить. Мы дадим рабочие способы, как долго оставаться в здравом уме и подвижном теле, и расскажем, влияет ли рождение детей на продолжительность жизни.В комнату вошел пожилой…
В XVIII веке большинство людей не доживало до 33 летА в XIX веке средняя продолжительность жизни составляла уже 33 — 39 лет, обращает внимание биолог Оксана Губич. Для сравнения: сегодня, по данным ВОЗ, средняя продолжительность жизни — примерно 71 год. По нынешним меркам молодыми считаются те, кто не достиг 45 лет. А вот в классической литературе встречаются эпизоды с описанием «в комнату вошел пожилой человек 30 лет».