Более полутысячи корсетов для лечения сколиоза изготавливают ежегодно в БПОВЦ

Равнение на ось!

Эпоха смартфонов и интернета рождает очередной мировой тренд: неуклонно растет число людей со сколиозом и другими искривлениями позвоночника. И, по прогнозам, оно будет увеличиваться. Один из наиболее эффективных способов лечения данной патологии — постоянное ношение специального жесткого корсета. Спрос на такие изделия заметно вырос и в Белорусском протезно-ортопедическом восстановительном центре, которому этой осенью исполняется 100 лет. Каждый месяц здесь изготавливают по 40 — 45 корсетов типа Шено.

Леонид Самохвал: корсет представляет собой термопластичную «гильзу».

На учете в учреждении находится около 400 человек с искривлением позвоночника, нуждающихся в подобной коррекции. Пациенты в основном подростки, ведь сколиоз — болезнь растущего организма. Чем раньше ее выявят в детстве, тем легче исправить. Выровнять позвоночник нужно успеть до 18 — 20 лет, когда завершится формирование костной ткани и хрящей. Если скелет уже окостенел, коррекцию делать поздно.

— Методику, которая родом из Франции, наши специалисты освоили первыми на территории СНГ, —
говорит главврач протезно-ортопедического госпиталя БПОВЦ Светлана Сукало.  
— На сегодняшний день изделия made in Belarus прочно удерживают марку качества. Изготавливаем четыре разновидности корсета типа Шено, в том числе и комбинированный: при искривлении позвоночника в двух плоскостях — со сколиозом и кифозом одновременно.
Травматолог-ортопед Леонид Самохвал показывает, что собой представляет корсет. Это пластиковая «гильза» с отверстиями, которая крепится к телу с помощью ремней и липучек. Изготавливается из термопластичного поли­этилена. Он производится в Германии, но пока поставки его в нашу страну не нарушались. Хотя вопрос импортозамещения сырья прорабатывается.

Корсет типа Шено назначают пациентам с деформацией позвоночника свыше 20 градусов. Врачи медицинских учреждений выписывают направление в БПОВЦ — ребенок должен прибыть сюда дважды. Первый раз — для замеров, второй — для подгонки изделия. Примерно как при пошиве одежды.

Индивидуальный подход обязателен — у всех разный рост и вес. Да и двух одинаковых искривлений позвоночника не существует. Тем более корсет должен стать чуть ли не второй кожей. Его придется носить не менее 22 часов в сутки, то есть спать в нем, ходить в школу, делать уроки. Снимать разрешается только на время гигиенических процедур, массажа и ЛФК. Понятно, в жесткой «броне» поначалу находиться дискомфортно. Требуется время, чтобы приноровиться, но строгое соблюдение режима ношения — главное условие для достижения эффекта от лечения.

Техник-протезист Владислав Дудов с роботом, который позволяет разгрузить специалистов.

На создание корсета требуется около двух недель. Вначале врач изучает снимки позвоночника, определяет степень и зоны искривления. Затем ребенка обматывают гипсовыми бинтами и ждут, пока полученная форма застынет. Полученный слепок разрезают, шлифуют, высушивают, а через некоторое время на него заливают разогретый полиэтилен.

Сейчас специалисты центра осваивают альтернативную методику. Вместо формирования гипсового слепка сканируется позвоночник и модель корсета выстраивается с помощью 3D-технологий. Новинка в последнее время применяется все чаще.

Леонид Самохвал приводит пример успешного лечения. 15‑летний минчанин попал в центр в феврале 2021‑го с 3‑й степенью сколиоза. К корсету быстро адаптировался. И уже за год его позвоночник выровнялся так, что в нем осталась совсем небольшая деформация. Правда, это не означает, что с термопластичной «гильзой» подростку можно уже расставаться. Поэтому, пока скелет полностью не окостенеет, данное ортопедическое изделие снимать нельзя, иначе искривление вернется. По мере роста школьнику будут изготавливать подходящую по размеру модель. Нередко за время лечения пациенты меняют их пять-шесть раз.

Изготовление одного корсета типа Шено обходится в сумму от 1250 до 1300 рублей. Родителям пациентов он достается бесплатно — все расходы берет на себя государство. 
Для сравнения, в России такое же изделие стоит почти в 1,5 раза дороже. К тому же там безвозмездно его выдают только отдельным категориям пациентов. В нашей стране проблема одна: с учетом увеличения спроса в центре существует очередь на изготовление корсета (в филиалах она заметно короче, поэтому даже минчанам советуют обращаться в областные центры). Поскольку задержки частично связаны с нехваткой механиков, проблему уже пытаются решить путем автоматизации производственного процесса. Недавно центр закупил специального робота, который уже взял на себя часть функций специалистов.

kozlovskaya@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото: Дарья ТИТОВА