Детский эндокринолог: ребенок может перестать расти при занятиях спортивной гимнастикой
Сантиметры имеют значение?
Почему в вопросе роста важно отслеживать динамику и какие особенности детского развития ни в коем случае нельзя упускать из виду, рассказала детский эндокринолог Республиканского центра эндокринологии кандидат медицинских наук Наталья Окулевич. Более 15 лет она помогает ребятам со всей страны стать выше, сильнее и здоровее.
— Какие сигналы должны насторожить родителей?
— Серьезные нарушения обычно заметны с рождения. Хотя низкорослость часто невозможно диагностировать с ходу. Обязательно посетите врача, если есть не только отставание в росте, но и его низкие темпы. Оценивайте параметры за длительный промежуток времени — обычно полгода или год. Допустим, у высоких родителей может быть сын или дочь, вроде и вписывающиеся в стандарты, но сантиметры прирастают слишком медленно. Даже этот нюанс должен насторожить.
Причина низкорослости зачастую не в дефиците гормона роста, как это принято считать. Чаще бывает семейная низкорослость. Говорят: «В родителей пошел». Проблема может быть симптомом генетических заболеваний. Таких детей мы нередко лечим, и успешно. Иногда рост зависит от факторов, на которые даже не подумаешь. Избитая фраза «любовь творит чудеса» имеет доказательную базу: дети из детдомов в семьях начинают расти быстрее, даже если в государственных «стенах» у них условия были шикарнее. Вытягивание на турниках, плавание, танцы способствуют растяжке, а значит, помогают тянуться вверх. Чего не скажешь о тяжелой атлетике, акробатике, спортивной гимнастике — эти виды, наоборот, могут притормозить естественные процессы.
Иногда ребенку надо всего лишь усилить рацион белковой пищей — и он тотчас «пойдет в гору». Не забываем также, что пик выработки соматропина — гормона роста — с 22:00 до 01:00. Нарушается режим — и малыш перестает набирать в сантиметрах. Случается, чадо испытывает стресс от многочисленных кружков. Убираешь нагрузку — становится лучше.— Можете вспомнить самый ошеломляющий результат лечения?
— Стремимся достичь социально приемлемого роста. Для мужчины это 160 — 165 сантиметров, для женщины — 150 — 155 минимум. Каждому ребенку составляем соматограмму — кривую роста. Наиболее яркий результат наблюдаем у пациентов с сильным дефицитом гормона. Чтобы было понятнее: до старта терапии ребенок прибавлял всего 1 — 2 сантиметра за год, а на фоне лечения вырос сразу на 10 — 15 сантиметров.
— Много ли у нас пациентов именно с дефицитом гормона роста?
— В стране лечится примерно 1000 детей с такой проблемой. Все расходы на плечах государства. Лечение дорогостоящее. Мы всегда честны с мамами и папами. Объясняем, что во время приема лекарства могут вырасти аденоиды, появиться новые родинки, сахарный диабет. Самое страшное — развитие онкологического заболевания. Но, если бы все боялись, в мире не лечили бы гормоном более 50 лет. Риски долгосрочные изучаются, о них знают. Именно поэтому детей, находящихся в терапии, курируем каждые три — шесть месяцев.