Узнали у врача, как влияет на семейную и сексуальную жизнь женщины гистерэктомия
Удалить нельзя сохранить
В организме нет рудиментов
У человека нет ни одного органа, ткани или системы, которые были бы совершенно рудиментарны. Почти сто лет назад считалось, что в организме не так важен аппендикс. Со временем стало понятно: после его удаления тоже возникают проблемы. Так что древний постулат себя полностью оправдал: лучшая операция — та, которой нет. К примеру, лет 30 назад при определенных кистах яичника их просто удаляли. Сегодня в мире эти образования максимально наблюдаются, чтобы ни хирургически, ни термически не травмировать овариальную ткань и не уменьшать овариальный резерв женщины.— Однако без операции не всегда можно обойтись, — обращает внимание Оксана Иванишкина‑Кудина.
— Преимущество, безусловно, за органосохраняющей хирургией, в том числе при раке шейки матки. Шейку можно почти полностью удалить, оставив возможность вынашивания беременности. Но, к сожалению, есть заболевания, при которых сохранить детородный орган не получится. В первую очередь это касается онкологических процессов.Матка — один из важнейших органов женщины, сакральная точка, место деторождения. В зрелом репродуктивном возрасте самая злободневная проблема — доброкачественные образования этого органа. Многое зависит от того, где они расположены и в каком количестве. Иногда миома вырастает до огромных размеров — при этом у пациентки нет выраженного дискомфорта, менструальная и сексуальная функции не страдают.
— В другом случае узлы маленькие, но располагаются в наиболее уязвимом месте, вызывают постоянные кровотечения и боли, анемию, не позволяют забеременеть и выносить ребенка, — объясняет Оксана Иванишкина‑Кудина. — Чтобы облегчить состояние женщины, избежать кровотечений, частых госпитализаций, тяжелой хронической анемии, орган в некоторых случаях приходится удалять.
Оксана Иванишкина-Кудина.
Не нужно посвящать всех
Историческая ремарка: мудрые врачи издавна утверждали, что об удалении матки или о других гинекологических проблемах, существенно не влияющих на семейную жизнь, должна знать только пациентка и доктор. Можно сказать матери — она поймет, но посвящать в это все свое окружение не стоит. Ведь неизвестно, как отреагируют близкие. Вдруг они доверятся мифу «без матки не женщина»? Хотя для современного человека разделять такие стереотипы очень странно, замечает Оксана Иванишкина‑Кудина:— Удивляет непринятие ситуации мужем, особенно когда у пары уже есть дети. В 99 процентах случаев отсутствие матки не сказывается на семейной и сексуальной жизни. Мужчина, если ему об этом не сказать, никогда не догадается. А если знает — наоборот, должен психологически поддерживать жену и любить ее такой, какая есть.Для женщины ситуация обстоит немного по‑другому. Для нее этот орган несет огромную гормональную функцию. Поэтому менопауза может наступить раньше, чем обычно. Возможны проблемы с опущением тазового дна, прямой кишки, влагалища, мочеиспусканием. Отдаленные последствия есть примерно у половины пациенток. Но современная фармакология, послеоперационные реабилитационные программы, магнитные и лазерные процедуры, реконструктивно‑пластические методики позволяют свести последствия к нулю.
Не со слезами, а с благодарностью
Пациентам стационаров при удалении матки предлагается в том числе психотерапевтическая помощь. Другое дело, как воспринимает свой диагноз сама женщина. Она должна понимать, что это была крайняя радикальная мера — к примеру, миома, которая сопровождалась кровотечением и хронической анемией. После операции ушла большая проблема, вызывавшая серьезные осложнения. Жизнь после удаления пораженной матки точно не закончилась, наоборот — выросло ее качество, в разы улучшилось самочувствие и состояние организма.Есть даже такое понятие, как «синдром Анджелины Джоли», которая из‑за онкологической предрасположенности пошла на радикальное удаление органов, рассказывает Оксана Иванишкина‑Кудина:
— Удалила матку, два яичника, получает заместительную гормональную терапию, занимается любимым делом и выглядит замечательно. Или еще пример. Известны случаи (примерно один на три‑пять тысяч), когда девочка рождается с аплазией (отсутствием или недоразвитием) матки и влагалища.
Это синдром Рокитанского — Кюстнера, при котором вынашивание беременности, а поначалу и половая жизнь невозможны. В гинекологии встречаются разные проблемы, главное — вовремя находить оптимальное решение. К слову, операции всегда проводятся с оглядкой на возраст и фертильность.