Прививки сделала почти треть жителей: как в Мозырском районе преодолевают очередную волну коронавируса
Укрощение четвертой волны
Врач-рентгенолог Маргарита Григорян за изучением снимка легких больного коронавирусом.
Тяжелый случай
В кабинете главного врача Мозырской центральной городской поликлиники Натальи Тишковой идет непростой разговор. Один из врачей консультируется по поводу возможности транспортировки тяжелого пациента. Есть опасения, что в своем нынешнем состоянии он может не выдержать дороги. Обсуждать такие сложные (ведь для кого-то они судьбоносные) темы главврачу и ее коллегам в последнее время приходится регулярно.Наталья Тишкова.
Наталья Тишкова не скрывает серьезности ситуации:
— Из всех волн коронавируса нынешняя для нас самая тяжелая. Заболеваемость стала выше, а вирус — еще более агрессивным. Особенно это касается штамма «Дельта». Если прежде у нас преобладали пожилые, то сейчас много молодых людей, болеют даже дети. К сожалению, юный возраст уже не гарантирует полной безопасности и силы иммунитета. У большинства пациентов диагностируется 35—40 процентов поражения легких, что также было нетипичным еще в первую волну.
Под лечение от COVID-19 перепрофилированы некоторые отделения городской больницы. Коек и точек подачи кислорода хватает. Круглосуточно работает ПЦР-лаборатория, а прием в амбулаториях и поликлиниках района ведется без выходных. Кроме того, шесть бригад (в каждой врач и помощник) посещают людей по месту жительства, чтобы они не распространяли инфекцию за пределами дома.
Мощным подспорьем стал открывшийся в марте кабинет компьютерной диагностики, в котором установлен новый томограф. Медикаменты и средства индивидуальной защиты для персонала имеются в необходимом количестве. Запас, созданный на два месяца, пополняется по мере расходования.
Поддержку оказывает созданная при управлении здравоохранения Гомельского облисполкома мобильная консультативная бригада. В ее состав входят профильные специалисты самого высокого уровня, включая преподавателей медицинского университета. При необходимости они в любое время суток выезжают туда, где их помощь нужнее всего. В среднем дважды в неделю бывают и в Мозыре.
Врач-рентгенолог Ирина Танасюк.
Как помочь врачам
Вопреки обывательскому стереотипу, выписывают из больницы не через какой-то конкретный срок, а лишь тогда, когда определенные протоколами лечения показатели будут в норме. У одних это происходит за считаные дни, кому-то нужны недели, а то и больше месяца. В среднем за сутки из стационара выписывается около 25 человек. Однако это не повод для самоуспокоения. Ведь на их места поступают новые пациенты.— Больше всего удручает то, что их могло бы быть гораздо меньше, — считает Наталья Тишкова. — Если бы люди воспользовались возможностью и сделали прививку, абсолютному большинству медицинская помощь бы не понадобилась. Мы с теплом вспоминаем ту любовь и признательность, которую выражали врачам в начале пандемии. Сегодня нам тяжелее, и для нас лучшая помощь, знак уважения к нашей работе — если каждый пройдет вакцинацию. Как медик и оптимист по натуре я верю, что с этим испытанием мы справимся и победим болезнь.
Новости из красной зоны
Заведующий реанимационным отделением Василий Челей только что вернулся из красной зоны. Обстановка на передовой сложная, но стабильная. Сейчас в отделении лечатся 18 больных с ковидом. С сентября увеличилось количество тяжелых, нуждающихся в искусственной вентиляции легких, и зависимых от кислорода. У многих долго длится критический период.Собеседник подчеркивает: за все время в реанимации побывал лишь один вакцинированный мужчина. Незадолго до этого он сделал второй компонент прививки — иммунитет не успел выработаться. Ни аппарата ИВЛ, ни кислородной поддержки не понадобилось, а спустя несколько дней его перевели в обычное отделение.
Прошу рассказать про первого человека, попавшего в реанимацию с ковидом. Такая участь в апреле прошлого года постигла женщину, приехавшую из санатория в Брестской области. После того как состояние удалось стабилизировать, ее перевели в областную туберкулезную больницу.
— Конечно, мы, как и все люди, боялись заразиться, — вспоминает Челей. — Но еще сильнее был страх профессиональный — того, что не сможем помочь, окажемся бессильны перед новой болезнью, о которой почти ничего не известно. Однако, несмотря ни на что, как солдаты, пошли вперед. Как бы мы ни старались защищаться, соблюдать предосторожности — в течение полутора месяцев почти все переболели и продолжили работать.
Микробиологическая лаборатория, отделение ПЦР-диагностики. |
Семейная история
Для Василия Федоровича борьба с коронавирусом не только профессиональная, но во многом еще и личная, можно сказать, семейная история. Хирургом в больнице работает его сын Андрей. Дочь Ольга — врач-терапевт. Супруга Татьяна была отличником здравоохранения, заведующей терапевтическим отделением поликлиники.На сегодня 98,2 процента медперсонала Мозырского района вакцинированы. Позиция противников прививок реаниматологу, повидавшему за свою практику немало смертей, непонятна:
— Как-то спросил у одного пациента, почему он не привился. Тот ответил, что, мол, считает вакцину некачественной. Зато болезнь, которая привела его к нам, оказалась слишком «качественной».
Инфекционное отделение — красная зона.
Сегодня у врачей, имеющих практически «боевой опыт», страха нет. Есть напряжение всех сил. Ранний уход на работу, позднее возращение домой, ужин и сон. Назавтра эта схема повторяется. Выходных почти нет. Примерно так сейчас выглядит типичный день у тысяч медработников, находящихся на передовой борьбы с опасной инфекцией.
Рука руку колет
Направляемся в крупнейший торговый объект Мозыря — ТЦ «Бобровский». Уже на входе замечаем табличку — стрелка указывает на месторасположение прививочного пункта. Он был открыт еще летом, но поначалу число посетителей недотягивало до двух десятков за день. Примерно две недели назад картина стала разительно меняться.— Поток нарастал с каждым днем, — рассказывает врач-эксперт Мозырской центральной городской поликлиники Людмила Кирикович. — Рекорд был поставлен, когда за смену вакцинировали 110 человек. Видимо, нам наконец-то удалось всколыхнуть население. Люди идут осознанно, чтобы обезопасить себя и близких.
Необходимость в открытии еще одного пункта стала очевидной, и его обустроили в другом конце торгового центра. На момент нашего визита сегодня здесь уже вакцинировались 45 человек. Примерно столько же и в первом.
Подошедший мужчина интересуется:
— А какие у вас есть вакцины?
— На любой вкус, — под маской врача почти зримо чувствуется улыбка. — Хотите — «Спутник», хотите — китайская.
Супруги Силенко приехали из деревни Прудок, находящейся недалеко от райцентра. Оба уже пенсионеры, однако по-прежнему трудятся. Григорий Александрович руководит небольшой фирмой. Анна Николаевна работает в ней же бухгалтером. Принципиальных возражений против вакцины ни он, ни она не имели. Привиться собирались еще раньше, но выкроили время только сейчас.
— При Советском Союзе всех прививали с малых лет, — вспоминает Григорий Александрович, без тени сомнений подставляя плечо под иглу. — Тогда особо никто не спрашивал. Зато мы с детства знали, что ничего плохого от прививок не будет. А сейчас, по-моему, это вообще единственный способ обезопасить себя и уберечь других.
Их небольшой трудовой коллектив, рассказывает собеседник, пока переживает пандемию благополучно. Из 20 человек заболел лишь один. Масочный режим соблюдается строго. Но вакцинации это, конечно, не заменит. Выждав положенное время, Григорий Александрович говорит, что чувствует себя прекрасно и завтра проведет агитацию среди коллег. Теперь уже ссылаясь на личный пример.
Пункт вакцинации от коронавируса в торговом центре Мозыря.
Не испытывает дискомфорта после инъекции и Анна Николаевна:
— В том, что привиться нужно обязательно, ни я, ни муж не сомневались. А вот дети отнеслись настороженно — из-за того, что вакцина новая, и даже нас отговаривали. Но сейчас сын и невестка на больничном, у обоих — коронавирус. Так что теперь уже нам придется убеждать их привиться как только будет можно.
Тем временем врач проводит осмотр очередного посетителя: расспрашивает о самочувствии, измеряет температуру и давление. Медсестра-физиотерапевт Ирина Леонович готовит очередную дозу препарата и распаковывает шприц. За два дня работы здесь счет сделанных прививок приближается к сотне. Ирина уточняет цифры по записям в журнале:
— Вчера — 44, сегодня уже 47. Когда-то давно я работала в процедурном кабинете — делала прививки детям. Пришлось вспоминать навыки. Сходила к коллегам, проконсультировалась. Они подробно описали сам процесс, рассказали, как правильно оформлять документацию, выполнять санитарно-эпидемические нормы. Работаем, все получается. Конечно, тяжело, но мы точно знаем, что наши усилия востребованы и обязательно принесут результат.
Предрассудки до абсурда
Главный государственный санитарный врач Мозырского района Сергей Кравченко вступил в должность за несколько месяцев до начала пандемии:— Когда пошел поток информации о COVID-19, я предположил, что сейчас начнут проводить учения. Однако очень скоро пришлось действовать в реальных условиях. В апреле прошлого года был выявлен первый случай, а уже в мае начался пик первой волны.
Сергей Кравченко.
Пандемия на Мозырщине имеет свою индивидуальную особенность. Заключается она в том, что для района это третья, а не четвертая, как в других регионах, волна. После второй удалось выйти на плато, которое держалось до нынешней осени. В целом же ситуация развивается по законам эпидемиологии — так, как описано в учебниках. Новый вирус ведет себя, как и любая инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем. И методы противодействия ему те же. Самый эффективный — создание иммунной прослойки.
Показывая графики на экране рабочего ноутбука, Сергей Владимирович объясняет суть. Кривая заболеваемости — не математический закон, а отражение статистики. Теоретически сбить волны можно было бы довольно быстро. Если бы заболевшие изолировались и перестали контактировать со здоровыми людьми, а те — сделали прививки. Добиться этого на практике не так просто.
Удивительно, но в век глобальной информации главными препонами стали субъективные факторы — скепсис и откровенные предрассудки. На их развенчание врачам зонального центра гигиены и эпидемиологии приходится тратить много сил и времени.
— Сколько бы мы ни разъясняли, во время бесед в коллективах задаются одни и те же, порою откровенно нелепые, вопросы, — сетует Сергей Кравченко. — Доходит до абсурда. На одной из встреч кто-то рассказывает, что к знакомому, сделавшему вакцину, теперь магнитятся ложки. Не удержался, спросил: а не прилипает ли сам этот человек к двери холодильника? Или вот более серьезный диалог. Молодая женщина говорит, что не решается на прививку, поскольку планирует беременность. Опасается негативного воздействия на плод. Но представьте, если в данный период она заразится коронавирусом. Неужели это будет лучше? Найти логику здесь сложно. Похоже на попытку спрятать голову в песок, придумать отговорки и переложить ответственность за свое здоровье на кого-то.
Увы, наряду с курьезами присутствуют и драматичные истории. Например, про женщину, которая приехала к матери в гости, а уезжала обратно… после похорон. Выяснилось, что именно она передала родительнице смертельную инфекцию.
Надежда на благоразумие
Возросшие темпы вакцинации вызывают у специалистов осторожный оптимизм. Позитивным тенденциям способствует принципиальная позиция местных властей. Вопросы вакцинации постоянно рассматриваются в райисполкоме. Совместными усилиями решается главная на сегодня задача — спасать людей. Активно проводится вакцинация в трудовых коллективах предприятий. В числе лидеров — ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Мозырьсоль», филиал «Мозырская ТЭЦ» РУП «Гомельэнерго».Есть также надежды на эффект ужесточившегося по всей стране масочного режима. Кстати, по нашим оценкам, людей в масках в общественных местах Мозыря действительно стало больше. Здесь, к слову, есть любопытное наблюдение. Когда в самом начале пандемии масок не хватало, люди готовы были переплачивать, чтобы получить защиту. Но как только дефицит исчез, их снова приходится заставлять соблюдать меры индивидуальной безопасности.
Стоит также отметить, Мозырский район был в числе первых районов Гомельской области, куда поступила вакцина. В январе, когда это случилось, заболеваемость пошла на снижение.
— Когда на фоне дефицита во многих странах мы получили и российскую, и китайскую вакцины, для меня вполне очевидно, что государственная система здравоохранения сделала для людей все возможное в этой ситуации, — резюмирует Сергей Кравченко. — Сегодня мы видим, что эпидемический процесс протекает в группе непривившихся граждан. Они составляют 98—99 процентов от общего числа заболевших. И это еще один повод принять правильное решение, которое позволит обезопасить себя и близких. Тем более что такая возможность есть у всех.
prolesk@sb.by