Узнали, в каком возрасте у ребенка начинает проявляться задержка психического развития

Каковы признаки задержки психического развития у ребенка и что необходимо для эффективной коррекции? За экспертным мнением портал sb.by обратился к нейропсихологу Наре Совковой.

Фото freepik

Задержкой психического развития (ЗПР) считают отставание в формировании высших психических функций, включая мышление, внимание, память, восприятие информации из внешней среды, от возрастных норм, отметила эксперт:

Это официальный медицинский диагноз.

По словам нейропсихолога, симптоматику ЗПР уже можно увидеть в 2–3 года, если обратить внимание на некоторые аспекты жизни малыша:

Незнание своего имени и базовых представлений об окружающем мире (например, животных или частей тела), нарушение наглядно-действенного мышления (например, ребенок не может построить из кубиков башню), трудности повторения простых действий, выполнения несложных инструкций (принеси, встань, положи), отсутствие реакции на простые вопросы и интереса к новым предметам.

К 4 годам могут проявляться замедленное развитие речи, слабый интерес к играм, плохая концентрация внимания, трудности в выполнении заданий, сложности с коммуникацией, неспособность запоминать простую информацию, объяснила Нара Совкова. В 5 лет к признакам ЗПР добавляются недоразвитие связной речи, недостаток сформированности фонематического восприятия, когда ребенок не понимает или не дифференцирует, из каких звуков состоит слово.

Безусловно, такие проблемы существенно затрудняют процесс социализации ребенка, освоение навыков, процесс подготовки к школе и дальнейший образовательный процесс, — заострила внимание нейропсихолог.

Часто к нарушениям познавательных и социальных навыков присоединяются физические симптомы: слабый тонус мышц, непроизвольное слюноотделение, проблемы с вестибулярной системой, энурез, быстрая утомляемость, агрессивность, головные боли.

Нара Совкова подчеркивает, что диагностика и лечение задержки психического развития у детей дошкольного возраста должны проводиться как можно раньше:

Чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг, а значит, меры коррекции будут эффективнее. Как правило, в процессе диагностики задействованы педиатр, логопед, психолог, дефектолог, невролог и психотерапевт. Методы коррекции определяются индивидуально, исходя из конкретной ситуации и степени тяжести нарушения.

Рассказывая о своей методике работы с детьми с ЗПР, специалист отметила, что прежде всего обращает внимание не на диагноз, а на то, как ребенок взаимодействует с миром и окружением, насколько он самостоятелен, определяя конкретно его точку А:

Задержку психического развития, как в целом и задержку развития ребенка, я отношу к недозрелости нервной системы. Из-за травмы, перенесенных инфекций, генетических нарушений или неблагоприятных условий жизни в формировании центральной нервной системы образовались «прорехи», которые застопорили дальнейшие этапы ее «строительства». Если сравнить центральную нервную систему с той же башней из кубиков, то из-за их недостатка на нижних этажах возводить новые ярусы и получить в итоге устойчивую конструкцию — в нашем случае психику — невозможно.

Как рассказала Нара Совкова, фундаментом для крепкой и устойчивой «башни» является развитие крупной моторики — умение управлять телом, контролировать, получать и понимать информацию как изнутри — от внутренних органов, так и снаружи — из внешнего мира:

Развивая крупную моторику, работая над сенсорными системами (вкус, слух, зрение, обоняние, осязание), вестибулярной системой, эмоциями, можно естественным образом доразвить нервную систему ребенка и привести в норму его высшие психические функции: мышление, речь, внимание, память, восприятие мира, воображение, интеллект. Таким образом, он сможет быть самостоятельным, дееспособным, адаптироваться к жизни в социуме, организовать свой быт и учебную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми — а это как раз то, к чему мы и стремимся.

Ранее мы писали о том, какую пользу для детей с особенностями развития несет нейрофитнес.