Узнали, в каком возрасте у ребенка начинает проявляться задержка психического развития
Каковы признаки задержки психического развития у ребенка и что необходимо для эффективной коррекции? За экспертным мнением портал sb.by обратился к нейропсихологу Наре Совковой.
Фото freepik
Задержкой психического развития (ЗПР) считают отставание в формировании высших психических функций, включая мышление, внимание, память, восприятие информации из внешней среды, от возрастных норм, отметила эксперт:
— Это официальный медицинский диагноз.
По словам нейропсихолога, симптоматику ЗПР уже можно увидеть в 2–3 года, если обратить внимание на некоторые аспекты жизни малыша:
— Незнание своего имени и базовых представлений об окружающем мире (например, животных или частей тела), нарушение наглядно-действенного мышления (например, ребенок не может построить из кубиков башню), трудности повторения простых действий, выполнения несложных инструкций (принеси, встань, положи), отсутствие реакции на простые вопросы и интереса к новым предметам.
К 4 годам могут проявляться замедленное развитие речи, слабый интерес к играм, плохая концентрация внимания, трудности в выполнении заданий, сложности с коммуникацией, неспособность запоминать простую информацию, объяснила Нара Совкова. В 5 лет к признакам ЗПР добавляются недоразвитие связной речи, недостаток сформированности фонематического восприятия, когда ребенок не понимает или не дифференцирует, из каких звуков состоит слово.
— Безусловно, такие проблемы существенно затрудняют процесс социализации ребенка, освоение навыков, процесс подготовки к школе и дальнейший образовательный процесс, — заострила внимание нейропсихолог.
Часто к нарушениям познавательных и социальных навыков присоединяются физические симптомы: слабый тонус мышц, непроизвольное слюноотделение, проблемы с вестибулярной системой, энурез, быстрая утомляемость, агрессивность, головные боли.
Нара Совкова подчеркивает, что диагностика и лечение задержки психического развития у детей дошкольного возраста должны проводиться как можно раньше:
— Чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг, а значит, меры коррекции будут эффективнее. Как правило, в процессе диагностики задействованы педиатр, логопед, психолог, дефектолог, невролог и психотерапевт. Методы коррекции определяются индивидуально, исходя из конкретной ситуации и степени тяжести нарушения.
Рассказывая о своей методике работы с детьми с ЗПР, специалист отметила, что прежде всего обращает внимание не на диагноз, а на то, как ребенок взаимодействует с миром и окружением, насколько он самостоятелен, определяя конкретно его точку А:
— Задержку психического развития, как в целом и задержку развития ребенка, я отношу к недозрелости нервной системы. Из-за травмы, перенесенных инфекций, генетических нарушений или неблагоприятных условий жизни в формировании центральной нервной системы образовались «прорехи», которые застопорили дальнейшие этапы ее «строительства». Если сравнить центральную нервную систему с той же башней из кубиков, то из-за их недостатка на нижних этажах возводить новые ярусы и получить в итоге устойчивую конструкцию — в нашем случае психику — невозможно.
Как рассказала Нара Совкова, фундаментом для крепкой и устойчивой «башни» является развитие крупной моторики — умение управлять телом, контролировать, получать и понимать информацию как изнутри — от внутренних органов, так и снаружи — из внешнего мира:
— Развивая крупную моторику, работая над сенсорными системами (вкус, слух, зрение, обоняние, осязание), вестибулярной системой, эмоциями, можно естественным образом доразвить нервную систему ребенка и привести в норму его высшие психические функции: мышление, речь, внимание, память, восприятие мира, воображение, интеллект. Таким образом, он сможет быть самостоятельным, дееспособным, адаптироваться к жизни в социуме, организовать свой быт и учебную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми — а это как раз то, к чему мы и стремимся.
Ранее мы писали о том, какую пользу для детей с особенностями развития несет нейрофитнес.