В РНПЦ травматологии и ортопедии провели уникальную операцию ребенку с врожденной патологией позвоночника

Бинт, смоченный в спирте с зеленкой. Стерильное белье, йодная пленка. «Можем начинать?» – сосредоточенный хирург обращается к анестезиологу. «Да, начинайте», – дает добро врач. Скальпель. Разрез. Время 9:40. На операционном столе пятилетний мальчик Саша. У него от рождения проблемы со спиной –  аномалия, которая мешает развиваться позвоночнику и создает «конфликт» для спинного мозга. Если бы медики не вмешались, история могла бы закончиться печально. В конце концов ребенок с таким диагнозом перестает ходить и навсегда прикован к инвалидной коляске. Но у Саши все будет иначе! 



...Полуторачасовая операция подошла к концу. Родителям мальчика пока сложно поверить, что все позади. Но врачи обнадеживают: лишь одно это вмешательство позволит решить все проблемы ребенка. А стало оно возможным благодаря дружеским отношениям белорусских и российских врачей. Так родилась программа Союзного государства «Спинальные системы». 

По обе стороны операционного стола работали хирурги двух стран. Профессор Сергей Виссарионов, директор Национального исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Турнера в Санкт-Петербурге, поделился подробностями: 

Сергей Виссарионов

– Эта операция еще раз доказывает эффективность совместной работы и Союзной программы в целом. РНПЦ травматологии и ортопедии имеет большой опыт лечения пациентов с травмами позвоночника. А мы давно помогаем детям с врожденными деформациями. Так и родилась идея создания общего дела. 

Эксперт подчеркнул, что пациентов с таким диагнозом, как у Саши, много. Например, в Беларуси около 1500 детей страдают от врожденного искривления позвоночного столба. И половина из них нуждается в операции в раннем возрасте. 

– Мы создали уникальную диагностическую платформу, которая основана на молекулярно-генетических и биохимических критериях. Таким образом, можем заранее сказать, будет деформация прогрессировать или останется стабильной в течение жизни. Если приходим к первому выводу, то сразу рекомендуем раннее хирургическое лечение. Такая операция позволяет полностью исправить деформацию и создать благоприятные условия для роста и развития позвоночника ребенка. Больше никаких хирургических вмешательств не нужно, в этом и есть особенность программы.  

Пока маленький Саша этого не осознает, но родители уже все понимают. Мальчику установили металлоконструкцию, которая полностью исправит деформацию. Что примечательно, речь идет о стопроцентном импортозамещении. На этом акцентировал внимание директор РНПЦ травматологии и ортопедии Михаил Герасименко:

Михаил Герасименко

– Выполняя Союзную программу, мы разработали отечественные конструкции и уже пользуемся ими. Более того, планируем их внедрять в регионах Беларуси. Так что сотрудничество у нас активное и наполненное научным содержанием.

Врач признался, что каждая операция – пусть даже участвуют в ней самые профессиональные врачи – это всегда стресс: 

– Но она прошла успешно, мальчика переводят в реанимацию. Там он пробудет несколько дней, поставим его на ноги через неделю. Затем сделаем снимок, чтобы убедиться, что все в порядке.  Далее снимаем швы и отпускаем ребенка домой. Пациент несколько месяцев будет носить специальный корсет, а уже через полгода-год сможет вести нормальную жизнь. Правда, первое время есть определенные ограничения: ему нельзя бегать, прыгать, заниматься подвижными видами спорта. Но когда все срастется, ограничения по физическим активностям будут минимальные.