В стране почти 100 процентов детей с особенностями психофизического развития получают образование – Петришенко

В Беларуси 99,9 процента детей с особенностями психофизического развития получают образование. Из них более 70 процентов – инклюзивное образование. Об этом сообщил заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко перед началом заседания Национальной комиссии по правам ребенка, которое прошло сегодня, 17 января, на базе Института инклюзивного образования – структурного подразделения Белорусского государственного педагогического университета.

Мы будем рассматривать подходы и, самое главное, выработку предложений по совершенствованию работы с детьми с особенностями психофизического развития, – сообщил перед началом заседания Игорь Петришенко. – Ежегодно число таких детей прирастает: в прошлом году на полторы тысячи, а сегодня их 181 тысяча. Поэтому мы должны активно с этой категорией детей работать. Особенно помочь родителям адаптировать их. Хочу отметить, что у нас фактически 99,9 процента, то есть почти 100 процентов детей с особенностями психофизического развития получают образование. Из них более 70 процентов – инклюзивное образование.

За 28 лет работы в направлении инклюзивного образования, по словам заместителя Премьер-министра, есть немало наработок и подходов:

Инклюзивное образование – это когда ребята с особенностями психофизического развития находятся в детском саду или школе вместе с другими детьми. Это их подтягивает. Здоровые дети помогают им освоить тот или иной материал. Это развивает в том числе чувство дружбы, толерантности и другие хорошие качества. Идет взаимообмен, взаимообогащение, и дети с особенностями психофизического развития активнее развивают те навыки и знания, которые им необходимы.

Вице-премьер проинформировал, что в Беларуси функционируют более 50 центров раннего вмешательства, 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:

Используются и передовые методики, наработанные Институтом инклюзивного образования БГПУ, который является базовой организацией государств – участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов и специалистов в области инклюзивного и специального образования. В этих методиках мы преуспели: к нам приезжают на курсы, обучаются. В дальнейшем мы намерены продолжать эту работу, чтобы дети получали соответствующее образование, находили свою путевку в жизнь, осваивали рабочие профессии, получали высшее образование.

Игорь Петришенко рассказал, что на заседании будут также обсуждаться организация межведомственного взаимодействия, элементы несогласованности.

Сотрудниками Института инклюзивного образования подготовлены учебные пособия и методические разработки. И если они качественно апробированы, значит, нам не надо делать дублирование на уровне регионов, а взять эти учебники и внедрить в практическую плоскость, – отметил заместитель Премьер-министра. – Также сегодня мы рассмотрим план работы Национальной комиссии по правам ребенка на текущий год, график приема членами комиссии граждан и ряд других текущих проблем. Но основной вопрос – повышение эффективности инклюзивного образования в рамках нашего образовательного процесса в стране.

Директор Института инклюзивного образования Вера Хитрюк перед началом заседания рассказала его участникам, что этот институт был открыт 1 сентября 2016 года:

В его структуре в 2017 году был создан Республиканский центр развития инклюзивного образования, который проводит обучающие курсы для педагогических работников, сотрудников системы министерств образования, труда и соцзащиты, а также родителей детей с особенностями психофизического развития со всей страны. Это колоссальная работа. Курсов около 150 продолжительностью от четырех часов и более. Любой желающий может не только ознакомиться с ними на портале центра, но и через сайт отправить заявку на обучающий курс, – проинформировала она участников заседания.

По ее словам, очень важно, чтобы во всех регионах знали о существовании такого ресурса. Сегодня без проблем можно повысить квалификацию, получить необходимые знания о специфике работы с детьми с особенностями психофизического развития. К слову, на сегодня обучение в центре прошли более 21 тысячи слушателей. Из них почти 13 тысяч – педагогические работники, около 2 тысяч – родители ребят с особенностями.

Второе направление работы центра – консультативная работа для детей с расстройствами аутистического спектра, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В прошлом году 23 преподавателя Института инклюзивного образования прошли стажировки в ведущих научных и образовательных организациях России, повысив свою квалификацию, – добавила она.

Сотрудники центра выезжают в региональные учреждения образования страны для оказания консультативной и обучающей помощи.

Вера Хитрюк также продемонстрировала оснащенность Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования, учебной лаборатории «Образование без границ», учебные издания для студентов и педагогов, учебные пособия для детей с особыми образовательными потребностями.




Фото: Егор ЕРМАЛИЦКИЙ