Если бы Мария Галковская знала, что так тяжело перенесет ковид, от прививки не отказалась бы

«Вернись!»

История спасения Марии Галковской, которую белорусские медики буквально вытащили с того света

С самого начала пандемии 10‑я больница Минска стала инфекционным госпиталем, в стационаре в пиковые времена разворачивалось до 900 перепрофилированных мест. Здесь лечатся одни из самых тяжелых пациентов. В том числе те, кому нужна операция из‑за хирургической патологии, развившейся на фоне ковида и двусторонней пневмонии. Мария Галковская — недавняя пациентка «десятки». На днях врачи вытащили ее, считай, с того света. В искусственной коме Марии виделись длинные коридоры, лабиринт и голос, взывающий вернуться. Она вернулась на землю благодаря медикам. Теперь уверена: всей этой острой драмы можно было избежать, если бы она привилась.

Мария Галковская в центре реабилитации «Загорье».

Ковид и снова ковид

Бодрая, подтянутая Мария всегда отличалась быстротой и ловкостью. Ей немного за 60. Разве это возраст, чтобы болеть и хмуриться? Тем более культ­работнику. В полную силу еще трудилась, но неожиданно заболела. Впервые ковид диагностировали чуть больше года назад. Не сказать, что Мария пережила его легко, зашкаливало давление. Однако обошлось без стационара, поддержала скорая. Второй раз почувствовала недомогание в декабре прошлого года:
— Доктор послушала и сказала, что надо в больницу. Я отказалась. Понадеялась: все обойдется. Однако становилось хуже, через пять дней практически не могла дышать. Почти ничего не ела. Болели кости, ноги, грудная клетка. 
Думала, что межреберная невралгия. Оказалось, так действует ковид. Когда забирала скорая, сатурация колебалась от 79 до 80 процентов. В машине меня подключили к кислороду — и сразу в реанимацию.

Мария Галковская боготворит медиков «десятки», которые подарили ей второй день рождения. Понимала, что дела у нее очень плохи. Даже предсмертную записку мужу написала с последней просьбой. С ним 40 лет прожили душа в душу, вырастили двоих сыновей. К слову, ковидом переболела вся семья.

В искусственной коме Мария провела 10 дней, состояние было критическим. Но всегда остается надежда и золотые руки врачей, как у заведующего отделением анестезиологии и реанимации № 1 Константина Макаренко. Недаром доктор в преддверии наступившего года награжден медалью «За трудовые заслуги». Вместе со своей командой делает порой невозможное, когда на кону — жизнь.

— Во время комы мне привиделись длинные зеленые коридоры. По первому идти было легче всего… Я в зеленом платье поднималась вверх, а оттуда будто голос слышу: «Вернись!» Может быть, так откликались переживания родственников? Потом коридоры стали дымчатыми, последний — черный с черной ногой и лапой. Очень испугалась, а после попала в лабиринт. Неизвестный голос опять просил вернуться, — по коже пробегают мурашки, когда Мария это вспоминает.

Очнувшись, поняла, где находится. В голове прокручивала свое имя и фамилию. Но повергло в шок, что не смогла подняться на ноги, не чувствовала их — последствие ковида из‑за поражения нейронов. И только спустя время, когда получала кислородную поддержку в обычном отделении, попробовала встать.

Надо думать своей головой

Даже через полтора месяца говорить о полном выздоровлении не приходится. Пациентка восстанавливается в Минском областном центре медреабилитации «Загорье»:

— Здесь мне делают массаж, лазером лечат вены, кладут на спину большой магнит… Раньше с ногами и венами не было никаких проблем. Не ходила — бегала. Сейчас не могу даже взобраться по лестнице, к тому же мучает одышка. 
Очень сожалею, что вовремя не сделала прививку. Верила разным сплетням, а надо своей головой думать и слушать врачей. Как только минует полгода после болезни — сразу пойдем на вакцинацию всей семьей.
— Привитых полным курсом вакцины в реанимации нет. Людей, которые далеки от медицины, вводит в заблуждение один компонент препарата. Сделав его в инкубационном периоде, уже будучи инфицированными, они рассчитывают на защиту. Но, по сути, человек не вакцинирован, потому что срока, который гарантирует выработку антител, недостаточно, — конкретизирует заместитель главврача 10‑й больницы Лариса Тарасик.

«Если бы мы знали, что попадем в реанимацию, привились бы хоть трижды», — сожалеют пациенты. В их числе и Мария Галковская. Прошлого не изменишь, но есть будущее. COVID‑19 — инфекция особо опасная и во второй раз может быть тяжелее, чем в первый. А выздоровление совершенно не гарантирует отсутствия осложнений даже спустя несколько месяцев. Но выход есть — сделать прививку.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: Коронавирус в Беларуси