Врач-психотерапевт объяснила, почему испытывать злость – это нормально
У каждого из нас свои неврозы: мы часто искаженно воспринимаем реальность и по-своему ее интерпретируем. Проще говоря, жизнь – это то, как мы ее себе представляем. Для одного человека ежедневные разборки с начальством и выяснения отношений в семье – повод для депрессии и злоупотребления алкоголем, а для другого – стимул для важных перемен во взаимодействии с людьми, работы над собой.
– На самом деле некоторая неточность нашего восприятия действительности – это срабатывание базового механизма защиты, – говорит врач-психотерапевт Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии Надежда Меджинян. – Для психического здоровья важно проживать весь спектр эмоций – от гордости, счастья, обожания и восхищения до отвращения, печали, тоски и негодования. Иногда на приеме пациент говорит: «Я вообще не чувствую злости – ни к кому, мне это несвойственно». Но такое признание – показатель того, что человек вытеснил свои настоящие эмоции, не позволяя себе быть самим собой. Но негативные эмоции никуда не деваются. Они накапливаются и выходят наружу в виде срывов.
– То есть злость в отношении родственника, друга, коллеги и даже незнакомого человека – это нормально? – уточняет корреспондент.
– Да, испытывать чувство злости – естественно, поскольку все мы – живые люди и ничто человеческое нам не чуждо. Другое дело, что все хорошо в меру. Когда чаша весов перевешивает в сторону негативных эмоций, когда вы не испытываете к окружающим ничего, кроме раздражения, обиды и неприязни, это мешает построению семейных отношений, выполнению своих профессиональных обязанностей, приводит к социальной изоляции. Люди, страдающие невротическим расстройством, переживают различные чувства более эмоционально, чем остальные. Длительные агрессия, тревога, отчаяние – вот только некоторые из проявлений невроза у человека. Во время таких состояний у него зашкаливает уровень гормона кортизола, отвечающего за стресс, поэтому негативные ситуации воспринимаются более остро и серьезно, – поясняет Надежда Меджинян.