Как союзная программа позволила создать уникальную технологию лечения патологий позвоночника у детей
Выпрямить спину
Григорий Рапота своими глазами увидел результаты выполнения союзной программы.
Хотя до окончания программы остается еще почти половина срока (она рассчитана на 2017—2020 годы), представители и медицинского сообщества, и Союзного государства уверены, что работу надо будет продолжить.
Как рассказали в Научно‑исследовательском детском ортопедическом институте имени Г. Турнера, который участвует в программе с российской стороны, потребность в современных высокотехнологичных методах лечения и коррекции позвоночника довольно велика. В России сейчас примерно 63,5 тысячи детей с врожденными пороками развития позвоночного столба, примерно половина из них нуждаются в операции. Кроме того, растет количество травм. Однако если общее число детей, получивших подобные травмы, год от года изменяется не сильно, то вот статистика их тяжести пугает. Так, в 2010 году только 14% повреждений позвоночника у детей сопровождались неврологическими нарушениями (которые могут привести к серьезным поражениям), в 2018‑м — уже 32,4%. При этом, отмечает директор института Алексей Баиндурашвили, анонимное анкетирование показывает, что в 78% случаев родители признают свою вину в случившемся.
В институте имени Турнера помогают детям со всех концов России и Беларуси. Вот с 13‑летним мальчиком из Ингушетии, который катался на мотоцикле и упал, сидит мама, следит за показаниями приборов. Восьмилетняя девочка тренируется на аппарате обратной биологической связи — у нее была травма шейного отдела позвоночника, и подвижность еще не полностью восстановилась. На занятиях по ЛФК маленькую пациентку учат владеть телом в подвесном гамаке. Но самые сложные операции врачи делают малышам с врожденными пороками развития.
— Аналогов нашей технологии в мире нет, — рассказал замдиректора НИДОУ по научной работе Сергей Виссарионов. — На Западе такие коррекции проводятся в несколько этапов, мы стараемся максимально сократить их число.
Российские ученые совместно с коллегами из ГУ «Республиканский научно‑практический центр травматологии и ортопедии» Минздрава Беларуси разработали полный алгоритм диагностики и лечения порока развития позвоночника. Например, теперь они могут с достаточной точностью предсказать, будет ли заболевание прогрессировать. Результат определяют с помощью генетических исследований, а также по уровню цинка, хрома и селена в крови — чем они ниже, тем больше вероятность проблем. Например, что позвонок разовьется не полностью (тогда его удалят), произойдет искривление со сращением ребер (тогда их разделят и зафиксируют специальным зажимом).
— Технология 3Д‑моделирования позволяет изготовить для каждого больного индивидуальный имплантат, с помощью которого проводится радикальная коррекция, — поясняет специалист, — а компьютерная программа поддержки принятия решения и предоперационного планирования позволяет устанавливать металлоконструкции максимально точно.
Благодаря программе прооперированы маленькие пациенты, которые теперь не станут тяжелыми инвалидами
Сами конструкции выглядят маленькими и хрупкими — они рассчитаны на детей дошкольного возраста. Однако «внешность обманчива» — для их изготовления применяется специальный сплав с использованием титана. Через полтора года, когда на месте травмы или операции у ребенка сформируется костный блок, конструкцию можно будет убрать, и «дальше ребенок развивается в условиях нормы», поясняют медики.
Разработаны как сами конструкции, так и инструментарий для их установки, сейчас то и другое изготавливают на белорусском предприятии. Сделано одно научное открытие, поданы заявки на три патента, два из которых — международного характера, опубликовано более десятка научных статей. Но главное — прооперированы маленькие пациенты, которые не станут тяжелыми инвалидами, ведь искривление позвоночника — это проблемы не только с движением, но и со всеми остальными системами организма. Врачи института с гордостью отмечают, что цели сделать определенное количество операций не стояло, однако во всех случаях вмешательство прошло без осложнений, в то время как при использовании западных технологий их число доходит до 70 процентов.
Дальше, говорят хирурги, необходимо продолжать совершенствование технологий, проводить лечение на как можно ранней стадии и распространять свой опыт по другим клиникам. Например, в прошлом году показательные операции проводились в белорусском РНПЦ.
— Нет предела совершенству, — отметил Госсекретарь Союзного государства Георгий Рапота по итогам обсуждения результатов программы. — Есть уже открытия и изобретения, надо обобщить этот опыт и готовиться к продолжению. Вам нужно сформировать на будущее техническое задание себе — и нам заодно.
По его словам, приступить к разработке новой программы необходимо уже сейчас, это позволит планировать выделение средств как из бюджета Союзного государства, так и из национальных бюджетов.
— Она может быть продолжена в этом формате или в других финансовых форматах, — отметил Госсекретарь Союзного государства. — Для нас важно, чтобы это направление науки и медицины развивалось. Если Россия найдет деньги самостоятельно, то оно будет развиваться за счет национальных программ. Если будет признано целесообразно это делать в сотрудничестве с нашими белорусскими коллегами, то тогда это будет сформулировано в виде программы Союзного государства.
КСТАТИ
На союзную программу «Спинальные системы» 2017—2020 года выделено 95,7 миллиона российских рублей, из которых 33,5 миллиона рублей составил вклад Беларуси и 62 миллиона — финансирование с российской стороны. Еще 228 тысяч рублей удалось привлечь из внебюджетных источников.
Мария Голубкова
morrisspb@gmail.com