Источник: Сельская газета

Можно ли распознать алкоголизм на ранних стадиях и какое лечение предпочтительно — рекомендации специалиста

«Запой — это уже третья стадия...»


Некоторые из нас не мыслят свою жизнь без вожделенной «рюмки водки на столе». Но кто-то может вовремя остановиться в процессе распития спиртных напитков. А у кого-то привычка перерастает в опасную зависимость. Как, к сожалению, показывает практика, итог неконтролируемых возлияний — трагедии и драмы. В сельской местности их фиксируется немало. Один из последних инцидентов произошел между сельчанами. На очередном застолье у мужчин из Лунинецкого района завязался конфликт, итог: 13 ножевых ранений у одного из собутыльников и четыре года ограничения свободы — у второго. О сегодняшней ситуации с алкогольной зависимостью в Беларуси, ее признаках и особенностях лечения корреспонденту «СГ» более подробно рассказал врач-психотерапевт 21-го наркологического отделения РНПЦ психического здоровья Владимир ИВАНОВ.

— Владимир Владимирович, в некоторых случаях алкогольная зависимость развивается незаметно для самого человека, а когда он осознает тяжесть проблемы, бывает уже поздно. По каким признакам синдром этой зависимости можно распознать на ранних стадиях?

— Скажу сразу, алкогольная зависимость развивается лишь у абсолютного меньшинства — у тех, кто употребляет спиртное системно. Так появляются ярко выраженные проблемы с алкогольным восприятием, а реакции на него, в отличие от здоровых людей, кардинально меняются. Распознать зависимость можно по двум клиническим признакам: первичное патологическое влечение к алкоголю и утрата контроля над дозой в процессе употребления. Говоря простым языком, первый признак — навязчивое желание вновь и вновь употреблять алкоголь. Потребность в нем становится базовой, как голод и жажда, а если по каким-то причинам выпить не получается, это вызывает тяжелую эмоциональную реакцию. У человека начинает формироваться алкогольное мышление — постоянные отговорки (мол, я не алкоголик) и вера в то, что он полностью здоров. 

Второй признак — утрата контроля над дозой — говорит о том, что человек, выпивая некий ключевой объем (допустим, 100—150 граммов крепких спиртных напитков), не получает насыщения, а желание дальше употреблять алкоголь только усиливается. Такая реакция совершенно обратна здоровому поведению. Алкоголизм по своей природе — хроническая болезнь, тяга к большим дозировкам потребления может создаваться месяцами или годами. А когда человек переступает эту границу, развивается начальная форма зависимости. 

— А если в этот момент не среагировать? 

— Тогда постепенно начинает формироваться вторая стадия. Ее существенный признак — алкогольный абстинентный синдром или состояние отмены. Утро начинается с вегетативной, телесной и психической симптоматики: дрожат руки, болит сердце, появляются тошнота и жажда. Для третьей стадии алкоголизма характерно запойное пьянство, где вершину потребностей человека занимает алкоголь. Скорость развития алкогольной зависимости зависит непосредственно от конституциональных особенностей (генетики), пола и возраста. В последнее время этот процесс протекает быстрее у молодых людей. Дело в ставших популярными среди молодежи слабоалкогольных напитках, их доступности и ценовой категории. В это же время взрослые их употребляют в разы меньше. 

— Какое поведение родственников алкоголика самое правильное? Когда пора обращаться к специалисту и каким способом близкие могут на это повлиять?

— Нет универсального совета для окружения алкоголиков. Все зависит от конкретных ситуаций. Единственная рекомендация: говорить только правду и ни в коем случае не замалчивать проблему. Также не поощрять пьянство (не оплачивать долги, не жалеть и не прикрывать зависимого), так как больной алкоголизмом не чувствует ответственности, а она лежит на нем. Человек должен сам ощутить всю трагедию, только так есть вероятность, что он захочет ее преодолеть и начать лечение. Но если больной алкоголизмом все же не воспринимает ситуацию всерьез, тогда его нужно чего-то лишать, другие способы неэффективны. Замечая на ранних стадиях любой из признаков зависимости, родственники должны действовать по принципу жесткой любви: можно направить человека и объяснить, что у него проблемы, но ни в коем случае не помогать решать проблемы, связанные с выпивкой. Правильные действия — это создавать такие условия для человека, чтобы боль от последствий пьянства перевешивала желание употреблять. В каких-то моментах родственникам нужно надавить, в самых жестких случаях — вызывать милицию, спускать с рук насилие в семье недопустимо. Стоит помнить: если он ударил один раз, ударит и второй... 

— Какие известны самые эффективные методы профилактики и лечения алкоголизма? 

— Каждое лечение индивидуально и зависит в первую очередь от состояния. Если человек дошел до состояния абстинентного синдрома (так называется состояние человека после длительного употребления спиртных напитков), мы его снимаем, приводим организм в физическую и психическую норму. При необходимости профилактически назначаем препараты, которые создают биологическую блокаду для приема алкоголя и облегчают сам переход. А дальше начинается реабилитационная программа. Как правило, это работа с психотерапевтом, психологом чтобы преодолеть психологические защиты, сформировать установки на трезвость и мотивировать пациента. 

Вся современная наркология была сформирована к 1980 году, и ничего принципиально нового за последние 40 лет не появилось, все медикаменты, которые используются, известны нам давно. Сейчас мы делаем упор на правильную организацию помощи. Лечение в основном проводится амбулаторно, пациенту стараются показать, что есть другая жизнь и она лучше. Сам процесс реа­билитации длительный. Первые месяцы и даже годы желание выпить не исчезает, человек должен справляться и учиться совладать с этим состоянием. Для этого есть специалисты, организации, которые на постоянной основе обеспечивают психологическую поддержку. Одно из таких — общественное объединение психологической помощи «Пробуждение». Около 80 процентов больных, которые после стационара находятся в среде сознательно трезвых, сохраняют эффект надолго. Вместе с товарищами по несчастью они приобретают совершенно новые привычки и цели. Другие способы не дают такого высокого результата. 

Профилактикой алкоголизма занимаются также Минский городской наркологический диспансер, подростковые наркологи, мы с коллегами тоже практикуем разъяснительные работы с несовершеннолетними и педагогами в школах.

СПРАВКА «СГ»

В Беларуси с диагнозом синдром зависимости от алкоголя состоят на учете примерно 150 тысяч человек, в Минске — 19 тысяч. Сейчас алкоголь стали употреблять меньше, чем, к примеру, 20 лет назад. Количество случаев тяжелых последствий, таких как психозы, смерть от передозировки алкоголем, снижается как среди взрослых, так и среди несовершеннолетних. Это позитивный тренд.

Под диспансерным наблюдением на 100 тысяч населения находятся в Минске — 974 человека, в Брестской области — 1702,9, Витебской — 1737,7, Гомельской — 1743,5, Гродненской — 1950,7, Могилевской —1671,8, Минской — 1576,9. Из них 0,33 процента на 100 тысяч населения — несовершеннолетние, которые взяты под наблюдение с разными формами зависимости (это в два раза меньше, чем в прошлом году). 

В ТЕМУ

По данным исследования ВОЗ, проведенном в 2018 году, Беларусь занимает 27-е место в мире по потреблению алкоголя в литрах чистого этилового спирта на душу населения (11,2 литра). А еще около десяти лет назад Беларусь была одним из лидеров в рейтинге потребления алкоголя по отчету ВОЗ. Сейчас лидеры списка — Молдова (15,2 литра), Литва (15 литров), Чехия (14,4 литра). 

lukashik@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.